Мне вспоминается одна учительница из Воронежской области. Те, кто общался с ее учениками, отмечали, что все они говорят на хорошем литературном языке, поражают богатством своего лексикона. Эти дети читали множество книг за годы учебы. Учили большие отрывки из художественных произведений, стихи поэтов, которых не было в программе.
Многие сегодняшние наши учителя, в том числе преподающие и другие предметы, находят собственные приемы, методы, которые позволяют приохотить детей к чтению. Есть в Пермском крае учительница русского языка и литературы Феодосия Корнева. Она работает в школе почти полвека. Когда ее коллеги жалуются, что теперь не только старшеклассники, но и ученики младших классов уже почти не читают, Феодосия Федоровна говорит: «Странно, а мои читают. И младшие, и старшие». Она умеет это делать мастерски. У Феодосии Федоровны одна из трех комнат стилизована под русскую избу. Даже есть изразцовая печь и большой кованый сундук с книгами. Вдоль стен - плетень из веток деревьев, а на кольях красуются расписные крынки. И множество-множество книг везде. Целая коллекция сказок со всего света. У нее каждый вечер, а в выходные дни особенно, толпятся ребятишки. Учительница готовит с ними спектакли по сказкам и рассказам, а в более старших классах инсценировки «Капитанской дочки», «Мертвых душ», рассказов Льва Толстого. А потом с постановками едут в детские дома, дома престарелых и даже во Дворце творчества выступали. Есть у нее свои приемы. Скажем, проходят повесть Пушкина «Дубровский», и кто-то из учеников, подготовленный заранее, рассказывает начало произведения. Потом Феодосия Федоровна говорит: «К следующему уроку все готовят еще 5-6 страниц». Скажем, остановятся на середине, и снова: «Дочитайте, пожалуйста, до конца, через урок будете отвечать на вопросы письменно». Ребятам интересно узнать, что будет с героями в конце, и к тому же они хотят порадовать любимую учительницу хорошим знанием литературы.
А вот еще пример. В школе №35 Рыбинска стараются воспитать активного читателя, приобщая его к музыке слова, осмыслению поступков литературных героев, тем самым осознавать себя и мир вокруг себя. Этому способствует создание культуроведческой модели «Воспитание на основе ценностей культуры». Идея развития каждой личности ребенка через книгу объединила всех - родителей, детей, учителей. Одной из форм воспитания читателя стали открытые уроки, это творческий диалог: читателя и книги, читателя и автора, читателя-ученика и читателя-учителя.
Конкурентоспособность, профессионализм, мастерство, артистизм, компетентность - это необходимые качества современного учителя, именно они открывают двери кабинета литературы, где идет живое обсуждение книги. Давайте войдем в один из кабинетов...
Ровный, мягко струящийся свет заполняет все его пространство: картины, нарядные люстры, красивые цветы, шкафы с книгами - здесь все располагает к творчеству. Здесь дети открывают волшебный мир литературы вместе с Людмилой Беляковой - учителем литературы, кандидатом культурологии, почетным работником общего образования.
В основе ее уроков лежат гуманистические идеи, формирующие позитивное отношение к миру, нравственную личность, проблемно-эвристический диалог, часто переходящий в общее обсуждение с участием всех учеников. По мнению учителя, именно такие философско-педагогические составляющие не только вырабатывают собственное суждение, но и приобщают ребенка к миру ценностей, к осознанию себя в этом мире. Открытие множества смыслов в произведении развивает у детей самостоятельное мышление и оказывает огромное воспитательное воздействие. Отметим, что дети в этой школе любят читать, книга востребована в равной степени и младшими, и старшими ребятами.
Воспитать грамотного читателя так же сложно, как и взрастить настоящего человека. В этой школе дети ведут читательские дневники в течение всей школьной жизни. Традиционно проводится единый тематический урок литературы (в этом году он был посвящен Александру Солженицыну), и традиционно учебный год завершается праздником книги, на котором выступают мастера литературного чтения Ярославской филармонии и ученики школы с презентацией своих лучших работ по литературе. К этому дню объявляется конкурс на лучшую рабочую тетрадь, на лучший читательский дневник, ученики пишут эссе о книге, которая стала для них открытием.
А сегодня Людмила Михайловна представляет свой опыт открытыми уроками.
Пятиклассники изучают рассказ Евгения Носова «Тридцать зерен». «Проблема выбора в произведении» - так звучит тема урока. Учитель использует методику анализа художественного текста, созданную петербургским ученым, автором учебников по литературе и мировой художественной культуре Владимиром Маранцманом, - «Семь ключей». Рассказ «Тридцать зерен» - небольшое по объему произведение, в котором можно открыть множественность смыслов.
Урок построен на семи вопросах-ключах, направленных на эмоциональное и ассоциативное восприятие, аналитическое и логическое мышление.
Проблемные вопросы, работа с опорной схемой, наличие двух эпиграфов в уроке стимулируют активность детей на протяжении всего урока: ученик выбирает - учитель способствует прогнозированию результатов выбора; ученик активен - учитель создает условия для проявления активности; ученик - субъект обучения - учитель - партнер.
Урок в 10-м классе. Тема «Мотив дороги в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети». Присутствующие на занятии убеждаются, что дети не только читают, но и блестяще ориентируются в тексте, приводя цитаты из произведения, аргументируют свои ответы, вновь и вновь возвращаясь к тексту. Исследовательская деятельность сопровождается вычерчиванием карты дорог главного героя. Вслед за автором десятиклассники идут по дороге Евгения Базарова, многократно отвечая на один вопрос: кто он, этот нигилист? Странник, романтик-путешественник, скиталец? И что есть для него дорога: географическое пространство, жизненный путь, судьбоносные испытания или некий момент истины?
Людмила Михайловна предлагает такую логику образования, которая в методической практике учителей пока еще применяется на интуитивном уровне. Органично в эту модель включены интегрированные уроки.
Людмила Белякова представила разные педагогические технологии анализа художественного текста, которые приобрели на уроке конкретно-практический смысл: самостоятельное творческое мышление подростков, активизация ассоциативного восприятия.
Урок - первая ступенька в мир книги, это и начало глубокого раздумья, и определение собственного выбора для самостоятельного чтения. Чтобы интерес детей не угасал, урок плавно переходит во внеклассные и внеурочные занятия: музейные встречи со старой книгой, исследовательские работы, как, например, одна из последних - «Русские народные сказки: анахронизм или вечные ценности» (автор - ученица 9-го класса Алина Бесова), литературные посиделки, дискуссии в клубе «Скрижали», встречи с писателями.
Популярными стали встречи в дискуссионном клубе, где собираются дети и родители, где каждому предоставляется возможность высказать свое мнение, где нет и не может быть ошибочных ответов, где дети осознают себя индивидуумами. Вот лишь фрагмент последнего заседания, где ведущей выступила Алина Бесова, которая, используя методику герменевтического анализа, рассказала сказку «Курочка Ряба», да так, что сначала все заслушались, а потом заспорили.
«Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое. Старик бил-бил - не разбил; старуха била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое - простое».
Для понимания этой на первый взгляд простой сказки рассмотрим имена ее героев. Корень «стар-» в словах «старик» и «старуха» в русском языке обозначает древность событий. Имя персонажа «Курочка» - воплощение богини Макоши, олицетворяющей жизнь. Термин «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» («рясть», «рятать»), обозначающего множественность, обильность, яркость. Таким образом, Ряба - это космос, мерцающий и рябящий множеством своих звезд.
Яйцо - чрезвычайно распространенный и общеизвестный символ мира, его начала и конца. В мифах многих народов мир начинается с яйца. Индусы верили, что бог-прародитель Брахма возник из первоначального яйца и сотворил из него мир, финно-угорские народы считали, что мир возник из яйца, снесенного уткой на колено первого живого существа, старца Вайнямена. Кроме того, во многих волшебных сказках используется яйцо.
Такой герой, как мышь, тоже часто встречается в мифах и сказках. От слова «мышь» произведено название Млечного пути - Мышиная тропка. Последняя сущность Макоши (богиня Морана, Маара) - смерть - и есть Мышь.
Таким образом, в сказке «Курочка Ряба» рассказывается о сотворении и разрушении мира, о том, что люди из-за того, что хотели отойти от правды (расколоть яйцо, то есть мир), были лишены счастливой жизни (золотого яйца) и получили обыкновенную. Похожие сюжеты также встречаются в мифологии индоевропейских народов (миф о пяти веках истории у индусов и греков, сказание о войне золота у скандинавов). Даже в христианстве можно найти подобный сюжет - грехопадение первых людей, изгнание Адама и Евы из рая.
Помогают в открытии смысла и ключи-вопросы:
- Долго жили на свете старик и старуха? Почему же только сейчас курочка снесла им золотое яичко?
- Зачем они стали его бить?
- Почему взрослые люди не смогли разбить яичко, а маленькая мышка разбила?
- Отчего они плачут, если сами пытались разбить яичко?
- Почему курочка не хочет больше снести золотое яичко?
Такая цепочка вопросов приводит к выводу, зафиксированному в мудром изречении: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем».
От чего зависит жизнь КНИГИ? На такой вопрос в этой заволжской школе, не задумываясь, дети ответили бы так: «Вечную жизнь книге обеспечит только умный, грамотный читатель».