В системе профессионального образования России меняются нормативные и педагогические контексты:
- акцент на квалификации выпускника как совокупности компетенций, формирование национальных и отраслевых рамок квалификаций позволяют по-новому выстраивать представление о профессиональных перспективах, росте и развитии (в профобразовании нет тупиковых ветвей);
- понятие образовательной программы становится центральным, позволяя выстраивать варианты (индивидуальная образовательная программа, сетевая образовательная программа, дистанционная);
- за счет увеличения числа многоуровневых учреждений профессионального образования, роста сетей, информатизации расширяется ресурсная база, доступная для построения индивидуальных образовательных маршрутов, сценариев, программ;
- перестройка образовательного процесса, связанная с введением новых ФГОС, требует ответственности, самостоятельности и инициативы студента, которые можно выстраивать через призму понятия индивидуализации.
Индивидуализация как базовое понятие предполагает развитие и самореализацию человека в качестве субъекта образовательной, профессиональной, общественной жизни, характеризуется накоплением уникального отрефлексированного опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, ответственности и свободы личности. Под индивидуальной образовательной программой понимается не линейный документ, а оформленная совокупность индивидуальных образовательных целей, средств и действий по их достижению. Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) - педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП, которое включает выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей; организацию проектирования образовательной деятельности, в том числе анализ и поиск образовательных ресурсов, содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании.
Место тьюторского сопровождения в профессиональном образовании можно определить следующим образом:
- сопровождение построения общих представлений о квалификации, профессиональном росте, понимание личной и социальной значимости профессии/специальности;
- сопровождение построения и освоения ИОП (либо ОПОП с элементами ИОП), фиксации ее результатов в портфолио;
- сопровождение планирования и организации самостоятельной работы при освоении ОПОП профессии/специальности, специально направленной на решение задач индивидуализации;
- сопровождение освоения профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной, производственной практики в контексте решения задач индивидуализации;
- сопровождение студенческих исследований, проектов, участия в олимпиадах и конкурсах профмастерства;
- сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы (проекта, исследования).
Задачи тьюторского сопровождения студента:
- помощь в стратегическом и тактическом планировании профессионального развития с учетом ресурсов (антропологических, предметных, социальных), их дефицитов и возможностей развития;
- помощь в реализации ИОП, то есть доступе к ресурсам, организации проб и т. п.;
- обучение приемам работы с ИОП, в том числе навыкам самоорганизации, рефлексии.
Должность педагогического работника, который сопровождает формирование и реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся, получила название «тьютор».
С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей в сфере образования. Краткое описание тьюторской деятельности можно найти в квалификационных характеристиках по данной должности. Тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего дополнительного профессионального образования) установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
Недостатками действующих нормативов можно считать:
- отнесение тьюторов, занятых в сфере высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, к числу должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала;
- недостаточность формата квалификационной характеристики для целостного описания тьюторского сопровождения ИОП как особой педагогической деятельности;
- широкий круг вопросов данными нормативами не регулируется.
На основе опросов, проведенных Межрегиональной тьюторской ассоциацией в 2009-2011 годах, выявлены наиболее актуальные задачи:
- разработка показателей и процедур проведения оценки квалификации и сертификации педагогов-тьюторов;
- разработка положений о тьюторском сопровождении в сферах, где наблюдается наибольший дефицит нормативной базы и одновременно ярко выражена специфика деятельности тьютора (в семейном, инклюзивном образовании, НПО/СПО и др.);
- формирование программ подготовки педагогов-тьюторов на всех уровнях профессионального образования, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам;
- ревизия тематической нормативной базы регионального, муниципального и локального уровней, публикация положительного опыта.
Решение указанных задач возможно на основе установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству тьюторского сопровождения как профессиональной деятельности. Этой цели будет служить профессиональный стандарт тьюторского сопровождения.
В России разработка профессиональных стандартов должна вестись согласно макету и по методике, утвержденной совместно Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Национальным агентством развития квалификаций (НАРК). Согласно Положению о профессиональном стандарте это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Профессиональный стандарт включает подробное описание трудовых действий, которые должны быть освоены в рамках заданной квалификации, а также необходимых для этого умений и знаний.
В настоящий момент Межрегиональной тьюторской ассоциацией, Федеральным институтом развития образования подготовлен проект профессионального стандарта, организована его общественная экспертиза (см. материалы на сайте www.thetutor.ru).
На уровне образовательного учреждения возможности введения тьюторского сопровождения определяются:
- ценностями и целями образовательного процесса, разделяемыми администрацией и членами педагогического коллектива. В них должно быть место индивидуализации как возможности построения индивидуальных образовательных программ (или их элементов) на основе индивидуальных образовательных запросов обучающихся и (для младших возрастов) запросов семей. Индивидуализация этим отличается от индивидуального подхода, который призван обеспечить учет индивидуальных особенностей обучающихся при освоении унифицированной образовательной программы;
- наличием избыточной образовательной среды, богатой ресурсами для построения индивидуальных образовательных программ. Эта среда включает в себя не только ресурсы самого образовательного учреждения, но и ресурсы других учреждений и организаций населенного пункта, региона, а также доступные информационные ресурсы. В бедной, линейно заданной среде тьюторское сопровождение мало осуществимо;
- достаточным нормативным (на уровне локальных нормативных актов), методическим и документационным обеспечением работы педагогов, осуществляющих тьюторское сопровождение. Работа тьюторов должна быть вписана в общую систему работы образовательного учреждения и находить понимание и поддержку у других педагогов. Также необходимо разделять работу по тьюторскому сопровождению и психологическое сопровождение (поддержку) обучающихся. Тьюторам необходима своя рабочая документация (дневники, ресурсные карты и т. п.), формат которой можно обсуждать на уровне образовательного учреждения;
- особой работой с семьями и обучающимися. Начинать нужно с информирования родителей и обучающихся об особенностях педагогической позиции тьютора, возможностях тьюторского сопровождения. У значительной части родителей и обучающихся представления о тьюторстве не сформированы;
- своевременным и в достаточном объеме обучением педагогов-тьюторов и их коллег.
Принятие профессионального стандарта (планируется в 2012 году) позволит сообществу ориентироваться на системное, достаточно подробное описание работы тьютора. В свою очередь образовательные учреждения, которые планируют ввести тьюторское сопровождение в практику работы, должны провести самодиагностику своей деятельности по ряду параметров, пройти обучение и создать условия для полноценной работы педагогов-тьюторов.

Домашнее задание


1. Какие процессы в первую очередь требуют педагогического сопровождения в системе НПО/СПО/ВПО? Расположите в порядке убывания значимости:
- социализация;
- профессионализация;
- освоение ОПОП;
- исследовательская деятельность студентов;
- другое (укажите).
2. Какие условия способствуют введению тьюторского сопровождения в вашем образовательном учреждении, а что мешает?

Присылайте выполненное домашнее задание, комментарии и пожелания на адрес m.cheredilina@yandex.ru. Их обсуждение ждет вас в следующей, осенней, публикации по этой теме.

​Мария ЧЕРЕДИЛИНА, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО, эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации