- Геннадий Егорович, а с чего началось ваше увлечение археологией?
- Начну с небольшого лирического отступления. Село Черная Курья, где я родился, - удивительное место. Кромка ленточного соснового бора, огромное озеро Горькое, речка Касмала и бескрайняя степь от порога и до горизонта. В окрестностях сел - десятки археологических памятников самых разных эпох: каменного, бронзового, раннего железного веков и Средневековья. В годы освоения целинных земель многие из них были разрушены непродуманной распашкой и сопровождавшими ее пыльными бурями. Древние погребения и материалы поселений оказались на поверхности. Я сколько себя помню, всегда интересовался историей и не мог пройти мимо древностей, лежащих в буквальном смысле под ногами. О своей коллекции, будучи шестиклассником, написал в краеведческий музей. Археолог краевого музея Э.М.Медникова серьезно отнеслась к моим находкам. С пятнадцати лет стал работать в экспедициях известного алтайского археолога профессора А.П.Уманского и Э.М.Медниковой. В 1975 году окончил гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета по специальности «история» со специализацией по археологии. После службы в армии вернулся в родное село, где открывалась средняя школа, и с тех пор в ней работаю. Первые четыре года учителем, а с 1982 года и по сегодняшний день директором. В 1979-м организовал в школе археологический кружок, через три года открыл музей истории села.
- Вот уже на протяжении многих лет вы избираетесь депутатом Мамонтовского районного совета народных депутатов. Вы член районной комиссии по аттестации педагогов, председатель совета по краеведению при районном краеведческом музее. Перечислять все ваши нагрузки и обязанности можно долго. Как при таком объеме работы вы умудрились еще и защитить диссертацию?
- Диссертация готовилась ночами, в выходные и праздники, но с удовольствием и легко. Тема-то любимая - археология.
- В одной из ваших работ вы употребляете термин «нравственная оседлость». Что вы понимаете под этим?
- Сегодня, по моему мнению, разрушение традиционной системы ценностей опережает, к великому сожалению, процесс становления и усвоения новых. Выросло целое поколение, пораженное эгоцентризмом, национальным нигилизмом, проявляющимся и в неуважении к человеческому достоинству других народов, и в равнодушии к судьбе собственного. Совершенно очевидно, что главным лекарством для лечения этого недуга является обращение к богатейшей истории страны, края, района, села, к собственной родословной. За тридцать пять лет работы удалось выстроить целостную систему краеведческой работы. Она включает в себя научную, просветительскую, урочную, кружковую, музейную и индивидуальную работу, направленную на различные категории населения.
- Интересно! Расскажите хотя бы вкратце о том, что дает эта работа школьникам.
- Во-первых, в археологическом кружке они получают навыки серьезной научной работы. С 1981 года археологические разведки и раскопки проводятся по открытым листам (разрешениям) на право ведения раскопок и разведок, выдаваемым Институтом археологии Российской академии наук. Пока я единственный учитель в крае, имеющий и реализующий право на получение открытых листов ИА РАН любой формы (всего их четыре). Работы осуществляются при постоянном и тесном сотрудничестве с Институтом археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск), Институтом гуманитарных исследований и кафедрой археологии, этнографии и источниковедения Алтайского госуниверситета.
В течение пяти лет на базе школы действовала летняя сессия археолого-краеведческой школы, в которой кроме наших ребят принимали участие школьники Барнаула (гимназия №40, школа №10), Павловского района, Троицка, сотрудники, студенты и аспиранты Алтайского госуниверситета.
Во-вторых, нельзя не сказать о воспитательном значении всей этой работы. Экспедиции проводятся в окрестностях родного села и носят охранный характер - они направлены на спасение археологических памятников. В-третьих, наполняются практическим содержанием теоретические знания, полученные как на уроках истории, так и на занятиях кружка. Здесь прошлое зримо, оно реально представляется как исторический процесс, в понимание которого каждый участник экспедиции вносит свою лепту, совершая пусть небольшие, но настоящие научные открытия. За четверть века в школьном музее собраны значительные коллекции археологических находок. Материалы используются для написания дипломных, диссертационных и обобщающих работ о древнем прошлом Алтая и очень широко - для исследований школьников, с которыми они успешно выступают на конференциях и конкурсах. Из кружка начали свой путь в науку директор НИИ гуманитарных исследований при АлтГУ, кандидат исторических наук, археолог В.П.Семибратов, преподаватель АГАУ В.В.Дядюшенко, директор Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края Е.Г.Кабанова, автор учебного пособия «История Алтая» для 5-6-х классов А.Г.Пшеничный и другие наши выпускники. В то же время я никогда не ставил целью собрать вокруг себя только отличников и хорошистов, а строил работу так, чтобы в кружке было интересно и отличнику, и троечнику, потерявшему интерес к учебе.
- Насколько известно, находки ваших юных археологов впечатляют многих ученых. Что удалось раскопать школьникам?
- Нашей школьной археологической экспедицией на территории Мамонтовского, Новичихинского, Шипуновского и Романовского районов открыто и частично исследовано более 150 поселений и могильников различных эпох - от древнего каменного века, палеолита, до первых русских поселений XVIII века. Из них четыре поселения указом Президента РФ №176 от 20.02.1995 объявлены памятниками федерального значения.
- Геннадий Егорович, вы сами, конечно, подаете ребятам прекрасный пример, Написали около 80 научных работ, выпустили и замечательный труд «Свод памятников истории и культуры Мамонтовского района». А что в ближайших планах?
- Сейчас заканчиваю многолетнюю работу над большой книгой по истории Мамонтовского района с древнейших времен до наших дней, которую рассматриваю как один из главных итогов своей научной работы (мне в этом году стукнет 60, поэтому очень спешу). Надеюсь, что еще успею обобщить результаты археологических исследований и написать книжку по истории Черной Курьи (материал для нее готов). Но главное дело - это все-таки работа с детьми. Радуюсь, когда мои юные археологи занимают призовые места на муниципальных, региональных и всероссийских конференциях, конкурсах. Так, Михаил Зиновьев, лауреат и победитель многих конкурсов, дважды стипендиат главы администрации Алтайского края, лауреат президентской премии для талантливой молодежи, автор трех научных работ, наш серебряный медалист по результатам участия в научных программах, зачислен без экзаменов на отделение археологии гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. Ольга Кубикова с работами «Поселение бронзового века Калиновка-2 как исторический источник», «Керамические комплексы поселения Калиновка-2 как культурно-хронологические индикаторы», «Чернокурьинский археологический микрорайон в эпоху поздней бронзы» четырежды успешно выступила на установочных сессиях краевого конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая». В региональной археолого-этнографической школьной конференции (Барнаул) Ольга получила диплом за лучшую работу. Дважды была стипендиатом губернатора Алтайского края и дважды получала Премию Президента РФ для талантливой молодежи. Как победитель проводимой МГУ олимпиады наша золотая медалистка зачислена на исторический факультет МГУ без учета результатов ЕГЭ. Сейчас Ольга оканчивает второй курс, собирается специализироваться по археологии.
- Расскажите, как все-таки удается привить школьникам стойкий интерес к истории?
- Считаю, начинать работу надо с пробуждения интереса к истории своих родных мест. Мною разработан авторский курс «История края, района, села» для 5-11-х классов, он велся сначала как факультатив, а в течение последних восьми лет как учебный предмет в рамках школьного компонента. Убежден, что так же, как юные москвичи изучают в рамках регионального компонента историю своего города, школьники Барнаула - барнауловедение, так и наши сельские ребята должны изучать прежде всего историю своего села и района и через нее - историю края и Отечества. В авторском курсе есть как практические занятия с фондами школьного музея, работа в археологической экспедиции, так и специально отобранные для использования в учебном процессе источники по истории села и района. Также в девятом классе введен авторский курс предпрофильной подготовки «Археология - профессия романтиков или наука о битых черепках?».
С 2006-2007 учебного года наша школа перешла на профильное обучение с гуманитарным, историко-краеведческим направлением. В первом классе с введением нового федерального стандарта на эти цели выделяется три часа внеурочной работы: «Народные игры и забавы», «Праздники и традиции моего села», «Декоративно-прикладное искусство моих предков». Со второго по девятый класс ведется курс «Литература Алтая», в 5-11-х классах - авторский курс «История Алтайского края, Мамонтовского района и села Черная Курья», в 6-м классе - курс «География Алтайского края», в 10-11-х классах - элективный курс «За страницами учебника истории», в 9-м классе упомянутый уже предпрофильный авторский курс, завершающийся обязательной практикой в школьной археологической экспедиции.
- И при всем при этом не могу не задать вам вопрос. А все-таки что главнее в вашей жизни - наука или школа?
- Нисколько не лукавя, признаюсь, что всю жизнь чувствовал себя учителем. Не раз отказывался и от административной, и от чисто научной работы. Просто воспринимать работу учителя как ремесло мне кажется делом скучным и неинтересным. Потому всем, что хорошо знаю и умею помимо школьной программы, хочу делиться с учениками. Думаю, получается. А еще с детства увлекаюсь охотой, с удовольствием работаю на небольшой (для души) пасеке и вообще люблю жизнь во всех ее проявлениях.

Статфакт

В 2007 году средняя школа села Черная Курья стала победителем приоритетного национального проекта «Образование», включена в национальный реестр «Лучшие образовательные учреждения России». Полученная в рамках ПНПО премия (1 млн руб.), большая помощь родителей и спонсоров - ООО «Чернокурьинское», фермеров и предпринимателей села - позволили оснастить школу современным оборудованием. Сегодня в школе обучаются около 90 учеников. На протяжении многих лет среди выпускников - золотые и серебряные медалисты, победители и призеры всероссийских и краевых олимпиад и конкурсов. Из 16 учителей имеют высшую категорию 8, первую - 5, двое учителей - победители конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, двое - победители краевого конкурса лучших учителей, один - победитель краевого конкурса имени С.П.Титова.

Алтайский край