Зинаида ДРАГУНКИНА, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:

  - Национальная стратегия по своей сути - это современный документ, выражающий основы государственной политики в сфере детства. Временные границы документа определены шестью годами - с 2012 по 2017 год, то есть на период полномочий Президента Российской Федерации. Положения стратегии направлены на защиту интересов детей не в отрыве, а вместе с заботой о нашей российской семье. И, на мой взгляд, документ получился фундаментальным, серьезным, основательным.
Еще раз хочу сказать, что благодаря личным конкретным шагам председателя Совета Федерации  Валентины Ивановны Матвиенко, заместителя председателя Государственной Думы Людмилы Ивановны Швецовой, заместителя председателя Совета Федерации Светланы Юрьевны Орловой, а также представителей Правительства РФ, регионов, экспертного, научного и гражданского сообщества и, конечно, благодаря тому что Владимир Владимирович Путин нас услышал,  этот документ увидел свет. Это состоялось практически сразу после встречи председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с президентом страны Владимиром Путиным, на которой в качестве приоритетных Валентиной Ивановной были поставлены самые актуальные, самые острые вопросы защиты семьи и ребенка. Поскольку всю свою сознательную жизнь я служу детям, считаю принятие Национальной стратегии одним из главных дел своей жизни.
При разработке этого документа Советом Федерации, Государственной Думой была проведена огромная работа по обработке данных из регионов, составлению общей картины реального положения дел. Мы  сосредоточились на самых болевых, межведомственных и межсекторных проблемах обеспечения благополучия детей, исходили из основных рисков и потребностей, которые существуют сегодня в сфере детства.
  В стратегии обозначены шесть направлений, по которым предстоит работать. Первое - это семейная политика детствосбережения. Второе - доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей. Третье - здравоохранение, дружественное детям, и здоровый образ жизни. Четвертое - равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства. Пятое - создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. Шестое - дети - участники реализации Национальной стратегии. По каждому из этих направлений согласно указу президента будет разработан перечень мер, определены количественные и качественные показатели, индикаторы результатов эффективности работы.
  Указом президента органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить региональные программы действий в интересах детей. Правительством России также будет утвержден план первоочередных мероприятий по реализации стратегии. Указ  главы государства предусматривает и соответствующие бюджетные ассигнования. В течение ближайшего времени будет создан координационный совет при Президенте РФ, что, безусловно, важно для мониторинга нашей предстоящей совместной работы. Очень рассчитываю, что в координационный совет обязательно войдут представители детей и молодежи, тех, в чьих интересах и создавалась Национальная стратегия.
Стратегия также учитывает европейский опыт искоренения всех форм насилия в отношении детей. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на недавней встрече с Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым выразила благодарность правительству за внесение на ратификацию Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25 октября 2007 года и Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 года. Это еще один шаг на пути решения комплекса вопросов детства.
Отдельно  хотела бы сказать еще об одной важной инициативе нашего комитета - разработанном проекте федерального закона об уполномоченном по правам ребенка. Глубоко убеждена, что институт омбудсмена должен стать полностью независимым, как во многих цивилизованных странах.
Словом, работа нам предстоит многотрудная, и, как говорится,  покой нам только снится.

Галина СЕМЬЯ, директор Межрегионального НИИ профессиональных компетенций Столичной финансово-гуманитарной академии:

- Хочу отметить сам подход к формированию Национальной стратегии. Прежде всего было собрано сообщество экспертов, общественные организации, которые позволили в процессе экспертного обсуждения выделить наиболее актуальные вопросы. И все эти вопросы оказались межведомственными. И только после этого были подключены министерства и регионы, которые дали очень много предложений по разработке Национальной стратегии.
Стратегия предлагает определенные ключевые национальные идеи, связанные с защитой детства. Это прежде всего семья как ключевое условие для жизни и развития ребенка, включая и детей-сирот, для которых мы развиваем различные семейные формы устройства. Вторая идея - дружественность тех услуг, которые предоставляют детям. Это и правосудие, и медицина, и образование.
Сегодня главное - как мы будем реализовывать стратегию. Очень важна идея создания  консолидированного «детского» бюджета.
При формировании стратегии мы изучили практически все национальные стратегии других стран. Хочу подчеркнуть, у нас наработано столько интересных собственных технологий в регионах, у нас есть регионы, которые показывают блестящие результаты, к которым мы должны стремиться, - это и Краснодарский край, и Тюменская область. И, поверьте, нам есть что в этом направлении предъявить  международному сообществу.

Марина ГОРДЕЕВА, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
- Национальная стратегия - это, по сути,  другая система координат, в которой цели соотнесены с возможностями. Предлагаются  иные технологии работы. Семья видится в целом, а не семья бедная, семья простая, семья многодетная. Что касается практики применения стратегии, то она во многом зависит от тонуса работы социальных служб на местах. Надо сделать так, чтобы необходимая помощь оказывалась своевременно, точечно и профессионально.
Вторая сторона вопроса - это готовность людей, которые работают с детьми, поощрять  активность самих детей. Стратегия содержит положения о необходимости обучать специалистов, работающих с детьми, навыкам взаимодействия с детьми, чтобы дети гражданственность свою проявляли с раннего возраста.
Стратегия направлена на  формирование благоприятной среды для  жизни ребенка. Профилактика всех форм неблагополучия семьи и ребенка является важнейшим и самым эффективным способом создания такой среды.

Алексей ГОЛОВАНЬ, исполнительный директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе»:
   
- Стратегия нужна общественным организациям, для того чтобы, работая в той или иной сфере, с теми или иными категориями детей -  инвалидами, сиротами, детьми, которые, допустим, больны ВИЧ, детьми, которые находятся в конфликте с законом, - они могли реализовывать те идеи, которые у них есть. То есть, приняв стратегию, государство тем самым дало очень широкий карт-бланш для деятельности этих организаций, потому что у них теперь есть совершенно законное право, которое подтверждено указом президента, для того чтобы они могли строить новые технологии, настаивать на изменении законодательства, применять какие-то нормы, которые существуют в международном законодательстве, для того чтобы приводить в соответствие наше законодательство.
Смысл стратегии состоит в том, чтобы обеспечить выполнение Российской Федерацией положений Конвенции о правах ребенка и одного из основополагающих прав каждого ребенка -  права жить и воспитываться в семье. К сожалению, работа в отношении детей проходила иногда разрозненно и часто принимались несогласованные меры. Стратегия дает общую платформу для всех:  и для государственных, и  для негосударственных структур, и для разных ветвей власти. Стратегия утверждена президентом, при президенте будет координационный совет, одновременно дается поручение правительству разработать первоочередные меры по ее выполнению. Палаты Федерального Собрания будут разрабатывать федеральные законы по ее реализации. Таким образом, с разных сторон эта стратегия позволяет объединить общество в разных направлениях. Поэтому мы полагаем, что такая стратегия  позволит сделать очень мощный рывок, для того чтобы Россия добилась новых результатов по улучшению положения детей.

Александр СЕРГЕЕВ, студент 1-го курса Российского государственного торгово-экономического университета:

- Я участвовал в парламентских слушаниях по концепции формирования Национальной стратегии в Совете Федерации 29 марта 2012 года. Являясь выпускником детского дома,  хотел бы подчеркнуть, что впервые представилась возможность самим детям и подросткам участвовать в обсуждении наших проблем. Нас не просто выслушали, но и учли наши предложения по решению этих проблем. Очень рад, что глава нашего государства Владимир Путин утвердил стратегию, в которой есть положения, затрагивающие именно детей-сирот.