О состоянии типичной для посттравматического периода личностной дезинтеграции и дезадаптации человек, а тем более подросток, может стать восприимчивым к различного рода манипуляциям его сознанием. Поэтому профессиональная экстренная психологическая помощь должна быть оказана своевременно и с учетом особенностей среды, в которой возникла кризисная ситуация. Эффективная работа специалистов в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на обучение и психическое здоровье детей, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить дальнейшее появление психосоциальных проблем.
В уходящем учебном году многие образовательные учреждения Юго-Западного округа столкнулись с проблемой суицидального поведения учащихся. Произошло несколько случаев завершенного суицида подростков и попыток суицида учащихся в возрастном диапазоне 12-16 лет, возникла насущная необходимость в отработке модели психологической помощи лицам, вовлеченным в подобные чрезвычайные ситуации в условиях образовательного учреждения.
В ходе работы по запросам администрации школ, связанных с суицидальным поведением учащихся, группа экстренной психологической помощи Юго-Западного окружного управления образования апробировала модель экстренной психологической помощи лицам, вовлеченным в кризисную ситуацию в условиях ОУ. Целесообразно выделить основные направления работы:
- Психологическая помощь членам семьи и друзьям суицидента, включающая рекомендации по медицинскому сопровождению пострадавших в результате кризисной ситуации. Суицид или попытка суицида близкого человека способны бесповоротно перечеркнуть имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения модификацию самой личности и ее смысла жизни. Специалисты, привлеченные к работе по преодолению последствий кризисных ситуаций, связанных с суицидом, неоднократно отмечали частые случаи актуализации имеющихся характерологических акцентуаций у подростов, зачастую даже не бывших близкими друзьями суицидента. Таким образом, при планировании действий по оказанию помощи в кризисных ситуациях важно учитывать реальные потребности пострадавших, их эмоциональную включенность с учетом их индивидуальных эмоционально-личностных особенностей.
Первое и наиболее важное направление работы - психологическая помощь, направленная на эмоциональное реагирование, осмысление того, что произошло, преодоление чувства вины и ответственности за произошедшее, а также помощь в ориентации и построении стратегии и структуры жизни в новых условиях.
- Психологическая помощь лицам, включенным в круг общения с суицидентом, одноклассникам, учителям, учащимся параллельных классов, очевидцам и другим вовлеченным в ситуацию лицам. Наиболее эффективна в этом направлении работы технология посттравматического дебрифинга. Эти лица должны иметь возможность для получения индивидуальной консультативной помощи, в том числе по желанию за пределами образовательного учреждения.
- Описанные направления работы реализуются в самые короткие сроки, в течение первых дней после произошедшего суицида или попытки суицида. Далее необходимо продумать и спланировать работу по преодолению последствий кризиса, более отсроченных во времени. Выявленная в течение первых этапов работы группа риска среди детей и подростков нуждается в пристальном внимании специалистов и педагогов, и прежде всего собственной семьи. Зачастую группа риска «пополняется» детьми и подростками с демонстративными чертами характера, имеющими собственные латентные суицидальные склонности, страдающими различными формами эмоционального неблагополучия или попавшими по различным причинам в трудную жизненную ситуацию. Суицид или попытка суицида, произошедшие с кем-то, кого ребенок мог видеть, разговаривать, просто проходить мимо, могут изменить представления о мире, о себе, о своем месте в нем. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности окружающего мира. Излишняя актуализация переживаний, возобновляемая раз за разом в «диагностических» целях, может способствовать формированию представления о суициде как о способе привлечения внимания к своим проблемам. Именно поэтому наиболее психоэкологичная форма сопровождения детей на этом этапе - наблюдение специалистами школы. В случае появления тревожных признаков необходима индивидуальная коррекционная работа специалистов, иногда целесообразно также обращение к врачу-психиатру. Необходимо также организовать доступность получения психологической помощи для детей и подростков как в формате очного, так и дистанционного (телефон доверия) консультирования.
- Работа с педагогами - отдельное направление работы, которое должно осуществляться как в рамках описанного экстренного этапа оказания психологической помощи, так и в дальнейшем. Непережитое, отложенное чувство вины, страха, высокая тревожность способствуют формированию неэффективных жизненных стратегий, снижают профессиональную эффективность и способны вызвать неадекватно яркие проявления эмоционального выгорания. Работа психолога, направленная на снижение тревожности, преодоление чувства вины и профилактику эмоционального выгорания, может способствовать менее травмирующему переживанию кризисной ситуации.
- Работа с родителями - прежде всего это различные формы просвещения, направленные на повышения компетентности родителей в части построения конструктивных, доверительных отношений в семье. Кроме того, необходимо организовать достоверное, оперативное информирование родителей о выявленных в ходе психолого-педагогической работы и наблюдения особенностях поведения их детей.
- Обеспечение информационной безопасности детей и подростков. Это направление работы сколь важно, столь и трудоемко. Повышенное внимание средств массовой информации к случаям детского и подросткового суицида способствует активизации механизма психологической индукции, актуализирует переживания ребенка, часто просто-напросто дезинформирует его. Обеспечение информационной безопасности ребенка возможно только при активном участии родителей, которых в свою очередь именно школа обязана проинформировать о возможности использования контент-фильтров на продукцию интернет-провайдеров, подключения функции родительского контроля на телевизоре.
- Дальнейшая профилактическая работа направлена на предотвращение повторения подобных кризисных ситуаций, формирование положительных жизненных установок, конструктивной жизненной позиции, комплекса личностных факторов и психологических особенностей, способствующих стрессоустойчивости и уверенности в своих силах. Следует отметить, что в это направление работы должны быть включены мероприятия, направленные на профориентацию и самоопределение учащихся, формирование доброжелательных отношений в коллективе.
Направления работы по преодолению кризисных ситуаций, связанных со случаями суицида и попыток суицида учащихся образовательного учреждения, представляется возможным реализовать только в условиях работы группы специалистов, компетентных в вопросах оказания экстренной психологической помощи, школьной психологической службы и педагогического коллектива при поддержке администрации образовательного учреждения.
План преодоления последствий кризисной ситуации, связанной с суицидом или попыткой суицида учащегося, должен включать в себя такие блоки:
организационный:
- выявление потребности в ресурсах (материально-технических и кадровых);
- отработка порядка действий, касающихся учащихся, родителей, педагогов;
- координация действий всех привлеченных специалистов, распределение зон ответственности;
методический:
- обсуждение и выбор стратегии и форм работы;
- планирование различных направлений работы по преодолению последствий кризисной ситуации с учетом возможной корректировки плана;
- выявление критериев эффективности профессиональной деятельности специалистов на каждом этапе работы.
Только тщательно спланированная, гибкая работа при взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательного процесса будет способствовать сохранению психологической безопасности среды учреждения, скорейшему и эффективному преодолению последствий произошедшей кризисной ситуации.

Наталья ВАСИЛЬЕВА, педагог-психолог группы экстренной психологической помощи ЮЗОУО