В свою очередь личная успешность воспитанников напрямую связана с их собственным здоровьем, причем как физическим, так и психосоциальным. Отсюда четко определяются задачи создания в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Для решения таких важных задач как нельзя лучше подходит такая форма работы со старшеклассниками, как дискуссионный видеоклуб.
Актуальность проведения таких видеоклубов в первую очередь связана с необходимостью осуществления первичной позитивной профилактики аддиктивного поведения в среде несовершеннолетних, а также с важностью создания у них потенциала психологического здоровья для защиты от внешних угроз и рисков, поддержки раскрытия ресурсов личности через социальное окружение несовершеннолетних. Основной же целью проекта выступает профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних через формирование активной жизненной позиции и развитие коммуникативных компетенций обучающихся и воспитанников.
Реализация заявленной цели в первую очередь связана с решением таких приоритетных задач, как:
- формирование и актуализация жизненных ценностей, смыслов и убеждений несовершеннолетних;
- развитие таких коммуникативных компетенций, как умение слушать и становиться на точку зрения собеседников, убеждать и отстаивать свою позицию, сотрудничать и находить компромиссы;
- повышение эффективности социального взаимодействия обучающихся и воспитанников и как следствие их личностное развитие.
Важно для успешного проведения дискуссионного клуба для старшеклассников соблюдение определенных организационных и методических принципов. Во-первых, при подготовке к проведению дискуссионного видеоклуба необходимо учитывать ресурсы площадки по организации материально-предметного пространства работы. Помещение должно быть оборудовано современными мультимедийными средствами и давать возможность для осуществления как групповых, так и активных, разминочных форм работы. Во-вторых, основным методическим принципом проведения дискуссионного видеоклуба должен быть принцип интерактивности. Взаимодействие участников мероприятия должно быть основано на диалоговом режиме работы. В ходе проведение мероприятия следует отказаться от излишнего дидактизма, однако в дебюте встречи стоит уделить отдельное внимание выработке и принятию общих правил и норм поведения на встрече. Участникам клуба предлагают выполнять условие безоценочности и активности в высказываниях, всячески приветствуют свободу предъявления мнений с их обязательным последующим обсуждением и рефлексией. В-третьих, немаловажным аспектом в реализации принципа интерактивности выступает психологическая подготовка участников к активным формам работы, а именно проведение различных психоэмоциональных разминок участников для включения в работу видеоклуба. В-четвертых, для ведущего клуба в качестве основного педагогического инструмента предлагают использование воспитывающих ситуаций, реализующихся через предъявление различного проблематизирующего материала, будь то мини-лекции, видеоклипы, афоризмы и притчи. На основе интерактивного подхода ведущий занимает равноправную позицию в диалоге, и обсуждение проблемных моментов концентрируется именно между самими учащимися. В-пятых, обратная связь между участниками осуществляется многоканально, как вербально, так и проективно, причем каждый из смысловых блоков мероприятия должен включать в себя обязательное переживание и рефлексию старшеклассниками полученного опыта, что и станет механизмом формирования их мнений и отношений, позитивных социальных навыков.
Контингент участников дискуссионного видеоклуба составляют учащиеся и воспитанники в возрасте от 13 до 18 лет.
Возможные темы для обсуждения в дискуссионных клубах:
    «Вкус жизни» - профилактика употребления ПАВ.
    «Я - реальный» - профилактика компьютерной и игровой зависимости.
    «Мужчина и женщина - прошлое, настоящее, будущее» - особенности межполовых отношений.
Модель сетевого проекта разработана и успешно реализуется на практике сотрудниками ЦПМСС «Зюзино» в рамках осуществления программы мероприятий ЮЗОУО по реализации государственной программы развития города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» и стала выполнением такого приоритета государственной программы, как Московский стандарт качества образования.

Т.АРЖАКАЕВА, зам. директора по НМР ЦПМСС «Зюзино»;
Д.Буянов, педагог-психолог ЦПМСС «Зюзино»