Анализ типичных причин показывает, что в начальной и средней школе преобладают конфликты между родителями учащихся и администрацией. Как правило, основанием для возникновения проблемы служит агрессивное или неадекватное поведение школьника, который обижает или бьет одноклассников, желание родителей других учащихся избавиться от неудобного ребенка. Возникает конфликт интересов родителей, и независимо от того, чью сторону администрация поддерживает, другая сторона чувствует себя неудовлетворенной и продолжает нагнетать ситуацию.
В старшей школе наиболее часто встречаются конфликты между педагогами и учащимися. Причем, как показывают социологические исследования, уровень конфликтности находится в прямой зависимости от успеваемости. Для хорошистов и отличников наиболее частой причиной возникновения конфликтов становятся несправедливо поставленные оценки, а для неуспевающих - пропуски занятий и опоздания, хотя и они чувствительны к несправедливым оценкам. Среди значимых факторов конфликтности всеми выпускниками независимо от успеваемости отмечаются особенности их характера и поведение.
Преодоление вызывающего поведения учащихся, их несобранности, современной «раскованности», переходящей в самоуверенность и грубость по отношению не только друг к другу, но и к взрослым, - одна из труднейших задач современного учителя. В исследованиях В.Журавлева на вопрос, обращенный к педагогам: «Приходилось ли вам плакать на работе в школе?» - 86% учителей ответили утвердительно. Причиной слез в 27% случаев было названо поведение учеников. То есть можно констатировать, что все участники образовательного процесса вовлечены в школьные конфликты и страдают от них.
В последнее десятилетие все шире распространяются взгляды на конфликты как неизбежность, приводящую к оздоровлению отношений. Однако необходимо учитывать, что конфликты, не разрешенные вовремя, травмируют и могут иметь драматичные последствия. Особенно это относится к подросткам, которые не обладают достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. Они переживают любое столкновение сверхэмоционально и болезненно, склонны к радикальным мерам для разрешения межличностных проблем. Именно такую реакцию мы увидели в серии подростковых суицидов в начале этого года.
Одной из эффективных форм работы с конфликтами в образовательной среде стала служба примирения - особая форма социально-педагогической работы, которая применяется для разрешения конфликтных ситуаций. В основе программ примирения лежит использование восстановительных технологий. Отличительные свойства восстановительных технологий, делающие их особенно привлекательными, с точки зрения обеспечения прав всех участников образовательного процесса:
- возможность работы со всеми участниками образовательного процесса (детьми, педагогами, родителями, администраторами);
- оказание поддержки как пострадавшей, так и виновной стороне в конфликте, обеспечение прав обеих сторон;
- предоставление возможности искупления вины в форме, не унижающей личного достоинства;
- формирование ответственного поведения.
На Юго-Западе в рамках окружной экспериментальной площадки отработана и успешно действует модель районной службы примирения, которая объединяет школьные службы примирения, практическую службу примирения ПМС-центра, учреждения профилактики района. Ежегодно в восстановительных программах участвуют более тысячи детей и около пятисот взрослых (родителей и педагогов).
Наиболее часто инициаторы обращения в службы примирения родители, далее по частоте обращаемости следуют педагоги и администрация школ. Также часто запросы на программы примирения поступают от учреждений профилактики районов: комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства.
Трехлетний опыт работы показал, что в результате проведения программ примирения конфликт закончился полным удовлетворением сторон в 39% случаев, в 50% случаев удалось добиться частичного удовлетворения сторон и существенного снижения эмоционального напряжения у его участников, примирение не состоялось в 11% случаях. Конфликтующим была предоставлена возможность социально-педагогического сопровождения, а также работа со специалистами ПМС-центра (семейными консультантами, возрастными психологами, врачами).
Анализ эффективности службы примирения установил, что чем меньше времени проходит с момента объективизации конфликта и чем меньше людей в него вовлечены, тем более эффективны восстановительные технологии.
Таким образом, наиболее результативной может быть работа службы примирения, организованной непосредственно в образовательном учреждении, так называемой школьной службы примирения.
Важный аспект обеспечения прав и гарантий обучающихся и других участников образовательного процесса в ходе проведения программ примирения в школах - тщательный отбор и специальное обучение, которое проходят все ведущие службы примирения (педагоги, дети-волонтеры, родители).
Позитивные факторы, работающие на гармонизацию отношений в школьном коллективе, в котором работает служба примирения:
    увеличение числа педагогов, расширивших спектр применяемых педагогических методов (изменение подходов с дидактических и карательных на интерактивные и восстановительные);
    усиление роли детского самоуправления, что существенно повышает интерес и значимость проводимых программ;
    увеличение числа несовершеннолетних, вовлеченных в лидерскую социально-активную деятельность, получивших новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира.
Таким образом, развитие службы примирения позволяет обеспечить важное положение Конвенции о правах ребенка: «Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости».

Н.СЕРЕДЕНКО, директор Центра диагностики и консультирования «Коньково»