Наиболее востребованными остаются художественная (33%), физкультурно-спортивная (16%) и культурологическая (13%) направленность дополнительного образования детей. Большим спросом у населения пользуются также объединения социально-педагогической и научно-технической направленности. Ориентир на приоритетное развитие в дополнительном образовании научно-технического творчества сыграл свою роль, и в этом учебном году значительно увеличилось число таких объединений, особенно в школах.
Процентное соотношение воспитанников УДОД таково, что дошкольников в них 17% от общего количества воспитанников, детей 6-9 лет - 38,9%, 10-14 лет - 33,7%, 15-18 лет - 10,5%. Ежегодно более 50 тысяч детей становятся лауреатами и дипломантами всевозможных олимпиад, конкурсов, фестивалей.
Для привлечения в объединения дополнительного образования детей старшего возраста им предлагают новые направления, отвечающие современным требованиям образования и интересам подростков (компьютерные технологии, сайтостроение, нанотехнологии, кино, тележурналистика, «Школа лидера», «Школа вожатых», «Школа социального проектирования», «Правовое просвещение», обучение игре на гитаре, синтезаторе). Изменяется и форма занятий с учетом старшего возраста: тренинги, клубные занятия, творческие и проектные мастерские, идет развитие спортивных и спортивно-технических направлений во всех УДОД.
В связи с развитием инновационных процессов в системе дополнительного образования ежегодно увеличивается количество детей, желающих заниматься в кружках или секциях. Приоритеты ребята отдают своему району, шаговой доступности. Однако помещений, занимаемых УДОД в каждом районе, для осуществления модернизации образовательного процесса катастрофически не хватает, возникает проблема расширения образовательных площадей. В свете решения этой задачи, которая поставлена сегодня перед образованием, важен процесс внешней интеграции, который становится одним из направлений развития системы образования. Интеграция в образовании сегодня понимается как процесс сращивания одних видов образовательных учреждений с другими для расширения образовательного пространства.
Интеграция дошкольного, основного и дополнительного образования как результат сближения деловых и творческих контактов разных учреждений образования дает большие возможности по координации планов развития учреждений в решении задач образования и воспитания, раскрытия индивидуально-творческого потенциала каждого ребенка и его успешности.
В последние годы увеличилось число дошкольников, посещающих учреждения дополнительного образования детей, и в связи с нехваткой мест в дошкольных учреждениях, и в связи с созданием хороших условий для всестороннего развития малышей в учреждениях дополнительного образования, и в связи с более качественной и результативной, чем в детских садах, подготовкой к обучению в школе. Для учреждений дополнительного образования дошкольники - это будущие воспитанники объединений по выбору, дети, развивающиеся в творческой среде с ранних лет вместе со старшими воспитанниками, участвующие в совместных мероприятиях, поэтому каждое УДОД включает в число своих партнеров детские сады, которым готово оказывать услуги в проведении как массовых праздников, так и групповых или индивидуальных занятий для малышей.
Сегодня намечается тенденция на расширение дополнительного образования на базах образовательных учреждений разных профилей, школ, детских домов, школ-интернатов, центров социально-трудовой адаптации и профориентации. Этот процесс идет по нескольким путям. Это создание собственных блоков дополнительного образования (преимущественно это делают самодостаточные пилотные школы, где работают свои педагоги школы (совместители и педагоги дополнительного образования). Это создание блоков дополнительного образования детей, где работают педагоги школы (малое количество часов) и педагоги структурных подразделений учреждений дополнительного образования детей (большое количество часов). Это создание филиальной сети учреждений дополнительного образования детей на базах малокомплектных школ и других учреждений при отсутствии собственных блоков дополнительного образования.
Школы округа с развитой сетью дополнительного образования, интегрированной в основную образовательную деятельность, лучше повышают качество и эффективность учебного процесса за счет раскрытия потенциала предмета, выявления учащихся, проявивших особый интерес к предметной области. В школах полного дня успешно решают образовательные задачи и реализуют программы, активно развивают интеграцию основного и дополнительного образования на основе межпредметных связей с выходом на внеурочную деятельность (конкурсы, олимпиады, конференции), дают широкую возможность гимназистам, лицеистам, учащимся реализовать себя как профессионалов в научных обществах, центрах культуры, театрально-художественных объединениях, спортивных секциях, раскрыть индивидуальные способности.
Примерами сотрудничества образовательных учреждений общего образования и учреждений дополнительного образования детей, где большой объем занятий ведут педагоги дополнительного образования детей УДОД, стали школы с углубленным изучением предметов области искусства, математики, физики, информатики, экологии, тесно сотрудничающие с ДШИ «Юность», ЦЭВД «Моцарт», ЦДО «Эврика», ЦДО «Дистантное обучение», ЦДТ, ЦТР и ГОД «Лидер».
Однако есть образовательные учреждения, где сохраняется небольшая наполняемость, где не всегда успешно решаются образовательные задачи, где еще не найден свой путь модернизации. Вот тут на помощь может прийти дополнительное образование, которое предложит большой спектр разнообразных объединений, интересных и детям, и взрослым. Детям и родителям выгодно получать высококвалифицированные услуги в своих школах, возможности учреждений дополнительного образования в предоставлении качественных услуг специалистами разных профессий, становятся все более востребованы администрацией малокомплектных школ и других образовательных учреждений для увеличения контингента обучающихся, повышения престижа школы, для реализации программ повышенной сложности, предпрофильных программ, развития внутренней интеграции основного и дополнительного образования, создания культурно-досуговой среды, усиления воспитательной функции образования и углубления профиля своего учреждения.
Дополнительное образование на современном этапе шагнуло далеко вперед, используя инновационные технологии в разных направлениях. Это сложившаяся система, в которой осуществляются качественное обучение и социальное воспитание подрастающего поколения, широкое межведомственное взаимодействие учреждений с государственными и частными социальными партнерами, институтом семьи.
В центре образовательной системы - ребенок, растущая личность с желанием самовыражения, самореализации, желающая получить не только дополнительные знания и профессионально ориентированную направленность, но и желающая самоутвердиться в коллективе сверстников, что не всегда получается в ходе учебного процесса, но получается вне школы.
Открытие филиала учреждения дополнительного образования на базе общеобразовательного учреждения, уже (или недавно) объединенного с учреждением дошкольного образования, позволит решить не только задачи дополнительного образования, профессионального самоопределения детей, но и даст возможность в комплексе решать проблемы социализации детей, проблемы занятия свободного времени содержательным досугом, будет способствовать формированию четкой гражданской позиции.
Процессы сближения, слияния, кооперации учреждений идут сейчас полным ходом. Растет количество образовательных учреждений - партнеров учреждений дополнительного образования детей в каждом районе округа, количество их социальных партнеров - учреждений культуры, спорта, общественных организаций, реализующих совместные культурно-досуговые проекты. Тенденция интеграции общего и дополнительного образования заключается в создании образовательных комплексов, способствующих и обеспечивающих оптимальные условия для полноценного воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста, их разностороннее развитие, социальную защиту на одной территории, учитывая потребности населения района в недостающих направленностях дополнительного образования детей.
В ходе интеграционного процесса еще много нерешенных задач и проблем: урегулирование взаимодействия на одной территории учреждения, оформление огромного количества документов по договорам безвозмездного пользования территориями учреждений, совершенствование нормативно-правовой базы, решение организационных задач, кадровых вопросов, обновление содержания образования и контроль качества образования. Но на сегодняшний момент внешняя интеграция учреждений, прежде всего учреждений образования, рассматривается в округе как путь, помогающий созданию единого и многообразного образовательного пространства, так как при различии специфики учреждений у них одна общая цель - образование детей.

Л.БАБЕНКО, специалист ЮЗОУО