В последнее время часто говорят о перспективах развития образования, поэтому важны и роль, и требования к современному учителю. Недаром одним из вызовов современности стало возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Со времен А.С.Пушкина считалось, что учитель должен «в просвещении быть с веком наравне», но в современной ситуации от учителя требуется не просто профессионализм предметника, но и постоянная самообразовательная деятельность человека размышляющего, занимающегося интеллектуальной и духовной работой. Учитель в своем стремлении учиться и развиваться должен иметь возможность век обгонять, чтобы готовить к встрече с ним своих учеников.
Одна из составляющих процесса, ведущего к личностному и профессиональному росту учителя, - самообразование. Традиционно самообразование рассматривают как приобретение знаний путем самостоятельных занятий, то есть как самостоятельное обучение. Иная трактовка самообразования связана с пониманием его как процесса самосозидания, самостроительства человека, осуществляемого посредством просвещения себя, самостоятельного приобщения к культуре.
Каждый учитель индивидуален, у каждого свои наработки, но один в поле не воин... Очень важно, чтобы в школе была команда учителей. Цель у нас одна - помочь ребенку понять себя, вооружить его необходимыми знаниями, подготовить к взрослой жизни. Индивидуальность каждого плюс коллегиальность всех - основной принцип работы нашей школы.
Окружной методический центр ЮЗОУО и директор нашей школы Т.Максименко уделяют большое внимание повышению педагогического мастерства каждого участника школьной команды. По этой проблематике разработан комплексный план, одним из направлений которого стало выездное обучение нашей школьной команды.
Выездные семинары стали доброй традицией. Прошло уже три выезда, каждый из них был подготовлен под руководством методистов заместителями директора по учебно-воспитательной работе, а также психологом школы Н.Игнатовой и был посвящен определенной теме, например, в 2010 году на выездном семинаре в СОК «Горизонт» проведены психологический тренинг «Мои затруднения в педагогической деятельности», деловая игра «Психологический тезаурус» и мастер-класс «Образовательные технологии» с обсуждением и нахождением места и этапов урока для их применения, затем в 2011 году - занятие «Педагогический глоссарий», психологический тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов», деловая игра «Бренд школы», а также мозговой штурм «Рефлексия семинара». На последнем выездном семинаре в ЗУОК «Солнечный» в апреле 2012 года основной темой была «Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время», кроме того, были проведены педагогическая мастерская «Педсовет: проведение единого педагогического марафона в школе №3» и психологический тренинг «Эмоции».
Ничто так не объединяет людей, как совместная деятельность, направленная на решение общешкольных вопросов и личных педагогических проблем. Ведь работа над собой - это постоянный труд, требующий от того, кто им занимается, выдержки, терпения, силы воли, оптимизма. Побеждает тот, кто умеет себя преодолеть. Девиз Сократа «Познай самого себя!» служит действенным стимулом развития педагогического знания, поскольку подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только ценой самостоятельных усилий, усилиями самовоспитания, самообразования, рефлексии.

В.МАКСИМЕНКО, заместитель директора школы №3