Действительно, даже имея огромный багаж знаний, пока что-то не попробуешь сделать сам, не проработаешь свои умения на практике, сложно ручаться за конечный результат. Конечно, это не значит, что нужно взять чистый лист и постепенно заново наполнять его содержанием. Однако перед каждым молодым специалистом так или иначе встает задача перенести и соединить наработанные эскизы в цельную картину. Так сказать, отработать свои навыки «в поле», где зачастую не все идет по идеальному, написанному заранее сценарию.
Я думаю, никто не поспорит с тем, что на этом отнюдь не легком пути только еще взрослеющий в профессиональном плане человек нередко нуждается в помощи более опытных коллег. В этой связи совершенно логичным предстает факт развития такой системы комплексной поддержки молодых специалистов, как система наставничества. И возможно, один из главных плюсов такой команды специалистов не только высокая степень компетентности и профессионализма ее членов, но и способность огранить имеющийся алмаз в благородный бриллиант. Поддержать молодого специалиста не только в профессиональном плане, но еще и в личностном, открыть новые двери к индивидуальному развитию, не выставляя жестких рамок и ограничений.
Мне, как молодому специалисту, несомненно, повезло оказаться внутри этой системы. Каждый месяц я имею возможность встретиться с такими же молодыми специалистами, как я, получить супервизию по интересующим случаям у наставника и самое главное - открыть для себя качественные перспективы личностного роста. Огромным плюсом в этом выступает именно модель проведения наших встреч. Не зря они называются тренингами. Формат дискуссии имеет интерактивный характер с постоянным обменом информацией между участниками, где наставник занимает позицию равного, опять же лишь плавно направляя ход обсуждений.
Также интересным мне кажется то, что почти все члены группы - представители разных педагогических профессий. Это в свою очередь открывает для каждого из нас возможность ознакомиться с разнообразным опытом овладения теми или иными специфическими навыками работы. Так как все мы в своей профессии взаимодействуем с детьми и подростками, определенные круги наших затруднений так или иначе пересекаются. И нередко волшебным образом получается, что именно мы сами, используя ресурсы группы, помогаем друг другу разобраться в тех или иных проблемах.
Немаловажно и то, что каждый смысловой фрагмент обсуждений непременно заканчивается так: каждый из участников обязательно делится своими мыслями о том, что он взял для себя нового, а над чем, возможно, ему стоит еще подумать. Такой прием позволяет развить в себе навыки самоанализа, рефлексии собственной деятельности, а следовательно, становится еще одним, а может и главным, ключиком к саморазвитию.
Полученные в ходе дискуссий рекомендации, советы, а также выработанные групповые решения носят, что отрадно, именно прикладной характер. За время участия в тренинге нарабатывается и фиксируется личный опыт каждого, который трансформируется на выходе в некоторое профессиональное портфолио специалиста - отражение его профессионального роста, а также ресурс для дальнейшего развития.
Лично мне участие в данной группе помогло шире взглянуть на собственную профессиональную деятельность, отметить для себя те аспекты работы, на которые, возможно, я бы и не обратил внимания. Очень важен стимулирующий потенциал нашего сообщества: обсуждая те или иные вопросы, мы мотивируем друг друга на выработку нового взгляда на проблему, на поиск альтернативных, творческих решений профессиональных задач.

Денис БУЯНОВ, педагог-психолог ЦПМСС «Зюзино», молодой специалист