Наиболее правильное, наверное, представление о том, что небольшой процент детей рождается с генетически заложенной потенциальной одаренностью, в процессе своей социализации они не могут реализовать свои наследственные задатки, поэтому в реальной жизни встретить одаренного ребенка очень сложно. Задача любого педагога, воспитателя, директора выявление способных в той или иной области детей и создание наиболее оптимальных условий для развития творческих и интеллектуальных гениев.
Под влиянием образовательной среды и особенностей семейного воспитания может происходить развитие признаков одаренности детей или их угасание. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач современной школы. Однако недостаточный психолого-педагогический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Бытует мнение, что одаренные дети развиваются по внутренним генетическим программам и не нуждаются в помощи и внимании со стороны взрослых. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к внешней оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы и ранимы к различным замечаниям. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и ко всему окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует единых стандартных требований, им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их мировоззрением. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не аргумент. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Талантливый ребенок достаточно требователен к себе, поэтому часто ставит перед собой очень высокую планку, определяет практически неосуществимые цели, что приводит их к психическому расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении белых ворон. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.
В школе №197 работа по созданию оптимальной образовательной среды для развития способностей учащихся в первую очередь затрагивает подготовку педагогов, работающих с одаренными детьми. Следует отметить, что если учитель сам не талантливый человек, способный творчески мыслить и воплощать свои идеи на практике, то заставить его работать с одаренным ребенком не представляется возможным. Главное, чтобы у педагога было желание помочь реализоваться такому ребенку. Если есть и желание, и способности, то учителя достаточно направить в нужное русло, обеспечить ему возможность для профессионального роста, и результат не заставит себя долго ждать.
В целом обучение специалистов включает в себя несколько аспектов:
- Формирование личностной позиции педагогов, подведение его к осознанию ментальных целей развития детской одаренности.
- Методическая поддержка работы учителя. Помощь в построении педагогом учебно-воспитательной деятельности с учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей. Основное требование к работе педагогов для работы с талантливыми детьми - изменение педагогического сознания, ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов о методах подачи учебного материала, отборе содержания образования, особенностях межличностного общения и способах взаимодействия с обучающимися.
- Психологическая помощь педагогам. Система психологических консультаций и тренингов, организованных для учителей, помогает им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также понимания потребностей в саморазвитии.
Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя. Одна из причин возникновения подобных ситуаций то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального развития одаренные дети требуют к себе повышенного внимания и отношения к личности с ее индивидуальными особенностями. Между тем один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что школьник исходно рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса. Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе, один из основных психологических принципов работы с детьми - принцип принятия другого, согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями.
Для организации наиболее продуктивного педагогического сопровождения талантливого ребенка выявление одаренных детей должно начинаться не в основной и средней школе, а гораздо раньше. Выявить определенные способности у детей можно уже с первых месяцев обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа по выявлению наиболее способных детей один из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные возможности, восприимчивость к учению, творческие данные и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от получения новых знаний.
В работе с одаренными детьми можно выделить определенные этапы:
I этап - диагностический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на занятиях по выбору учащихся: «В мире чисел», «Почемучки», «В мире прекрасного», «Здоровый образ жизни», «Художественное слово»;
II этап - обучающий - предполагает индивидуальную планомерную работу по развитию тех или иных способностей учащихся. В нашей школе создан клуб одаренных детей «Пирамида», куда вошли самые творческие, самые любознательные и способные в разных областях знаний ребята. Члены клуба посещают факультативные и элективные курсы, где индивидуально изучают наиболее интересные вопросы науки. Кроме того, в школе работает клуб «Полиглот», объединивший ребят, проявляющих интерес к изучению иностранных языков. В нашем образовательном учреждении углубленно изучают английский, французский и немецкий языки, а также в качестве дополнительных - итальянский и испанский языки. На заседаниях клуба ребята с педагогами и родителями обсуждают на иностранных языках различные актуальные вопросы политики, науки, искусства, организуют различные праздники и спектакли;
III этап - оценочный - индивидуальная оценка личных достижений ребенка. На этом этапе проводят групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам. В конце учебного года в школе проходит мероприятие «Умники и умницы», где подводятся итоги олимпиад, творческих конкурсов, награждаются дети, вошедшие по рейтингу образовательного учреждения в интеллектуальную элиту школы.
Важно помнить, что педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самореализации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми, и влияние их на ребенка осуществляется не через поучение, а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих младших коллег по творчеству. Часто мы слышим такое утверждение: «Какой учитель, такие и дети». В этом изречении есть своя правда. Только тогда, когда в учителе сочетается талантливый профессионал и яркая личность, можно быть уверенным, что такой педагог сможет увидеть ростки способностей своих воспитанников и даст возможность превратить эти ростки в сильные и плодоносящие растения. Сумейте познать себя и открыть собственные способности, чтобы быть другом и помощником для юных талантов.

Р.ФАНДО, директор школы №197