Сегодня изменилась функция методиста, он стал носителем новейшей информации, тьютором по внедрению современных технологий, наставником, помогающим формировать индивидуальную траекторию повышения профессионального мастерства, аналитиком, умеющим видеть проблемы и помогать их решать. Перестроена структура методического центра в соответствии с новыми задачами. Программа развития столичного образования поставила задачи расширения, поддержки организационных и содержательных моделей интеграции и взаимодействия с учреждениями городской среды, широкого привлечения социальных партнеров, родительской общественности к управлению образовательным учреждением.
Особая роль отводится методической службе в создании системы стажировочных площадок, инновационных сетей, ресурсных центров, обеспечивающих трансляцию лучшего опыта работы,  ускорение инновационного развития и достижение качественных результатов в образовательных учреждениях в соответствии с запланированными индикаторами городской программы на период 2012-2016 годов. Уже разработаны программы модульных курсов дополнительного профессионального образования для руководителей и педагогов по использованию современных управленческих, образовательных и информационных технологий в практической деятельности.
В системе образования изменились цели, задачи и принципы организации образовательного процесса, ориентируемые на развитие способностей и формирование универсальных учебных действий ученика. В практику работы учителя входят интерактивные, диалоговые методы обучения, смысловая деятельность. Внедрение стандартов в начальной школе повлияло на мотивационные процессы и весь уклад школьной жизни. На базе пилотных школ №25, 1733, 1273, 1931, 1065, 1071, 2006, 46, 2042, 1020, 156, 1205, 1945, 1644 созданы районные ресурсные методические центры, организована тьюторская служба, оказывающая индивидуальную помощь учителю, открытые уроки и мастер-классы для учителей начальной школы посетили более 600 учителей 1-4-х классов. Методисты лаборатории начального образования организовали обсуждение проблем, знакомство с интересным опытом работы, проводят консультации, сегодня решаются проблемы работы учителя начальных классов в информационном пространстве. По инициативе методцентра для популяризации положительного опыта работы учителей начальных классов в марте 2012 года было проведено 350 открытых уроков в 147 школах округа для родительской общественности.
Система работы по реализации ФГОС НОО строится по таким направлениям, как:
    нормативно-правовое обеспечение;
    организация системы повышения квалификации учителей начальной школы;
    работа над содержанием образования;
    информационно-методическое сопровождение образовательного процесса;
    проектирование системы работы с родительской общественностью;
    система оценивания достижений обучающихся.
Одной из проблем по введению ФГОС НОО стало кадровое обеспечение образовательного процесса. Для достижения этой цели на базе одиннадцати пилотных школ работает восемнадцать стажировочных площадок, на которых учителя начальных классов и заместители директоров по УВР I  ступени проходят курсовую подготовку по направлению «ИКТ-компетентность учителя начальных классов». Тьюторы не только обучают учителей работе в информационной среде, использованию мультимедийных инструментов и сред, но и помогают проектировать учебный процесс, который формирует ИКТ-компетентность учащихся начальной школы в рамках системно-деятельностного подхода. Тьюторы, работающие на стажировочных площадках, оказывают точечную помощь образовательным учреждениям, имеющим затруднения по работе с мобильными классами и информационными пространствами. Территориальные особенности Юго-Западного административного округа, его большая протяженность, наличие 12 районов определили создание методических районных ресурсных центров на базе стажировочных площадок. У нас появилась возможность в шаговой доступности оказывать консультативную помощь учителям начальной школы.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта стали самоценность каждого возраста, универсальные учебные действия и системно-деятельностный подход. Современное новое компьютерное оборудование, поступившее в образовательные учреждения, позволило учителям разрабатывать интересные, насыщенные учебным материалом и деятельностью уроки, возросла эффективность образовательного процесса, которая в перспективе приведет к улучшению качества образования. Учитель получил возможность не только углублять знания учащихся по изучаемым предметам, но и заметно повысить мотивацию учеников, с помощью информационных технологий осуществлять индивидуализацию обучения, видеть движение ученика по его личной траектории развития, осуществлять обучение с расчетом на зону ближайшего развития. Поставленная задача активного использования средств информационных и коммуникационных технологий в начальной школе решается через систему модульных курсов по ИКТ-компетентности учителя, позволяет мотивировать учителя на высокие результаты его труда, соответствовать современным требованиям и повышать качество образования благодаря новой системе финансирования.
Стартовавший в апреле 2011 года пилотный проект по переходу на нормативное финансирование и выравнивание ресурсных возможностей каждого учреждения позволил ему по-новому посмотреть на результаты и качество своей работы. Разные образовательные условия и возможности сложились в учреждениях округа, многим педагогическим коллективам пришлось пересмотреть свою программу развития и действующую образовательную программу. Методическая служба помогает образовательным учреждениям в разработке таких документов.
В пилотном проекте по развитию общего образования участвуют с 1 января 2012 года 173 учреждения. Методический центр разработал комплексно-целевую программу обучения руководящих и педагогических кадров, главных бухгалтеров, педагогических работников, председателей профсоюзных комитетов и молодых специалистов по вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Уже проведено обучение резерва руководящих кадров, организована работа 15 стажировочных площадок по теме «Нормативно-правовые основы и финансово-хозяйственные механизмы перехода на новую систему финансирования». Итогом стали защита проектов и проведение тестирования руководителей ОУ по изученному курсу. Регулярно проводятся консультации по вопросам, возникающим в ходе реализации пилотного проекта, для педагогических коллективов 159 образовательных учреждений проведены лекции с элементами презентации по вопросам новой системы финансирования и оплаты труда. В рамках межрегионального сотрудничества организованы и проведены совместные обучающие семинары для руководителей образовательных учреждений районов Ясенево и Северное Бутово, города Щербинки, Ленинского и Подольского районов Московской области.
Проблемы, которые необходимо решать в новом учебном году, - это прежде всего повышение качества образования, внедрение нового содержания и технологий в образовательную практику, подготовка учителя новой формации. В работе многих педагогических коллективов преобладают традиционные формы и методы организации образовательного процесса, они недостаточно используют современные инновационные технологии обучения. Актуальна проблема измерения личностных результатов учителя и ученика. Для эффективного управления на уровне школы необходимо обладать достоверной информацией о результатах образовательного процесса. Получение такой информации в автоматизированном унифицированном режиме стало возможным при подключении учреждений к системе Московского регистра качества образования. Методический центр принимает участие в разработке школьного и окружного кабинетов Московского регистра качества, заключен договор с Московским центром качества образования.
Для образовательного учреждения осуществляется мониторинг внутришкольного контроля, основанный на принципах открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования. Данные анализа автоматически отражаются в отчете школы. Это позволяет администрации соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность и, самое главное, выявлять пути повышения ее эффективности. Объективная оценка работы учителя и педагогического коллектива в целом, конкретного ученика и всего класса потребовала разработки окружного проекта «Внутришкольное управление качеством образования», внедрения эффективной системы управления качеством образования, включающей:
    трехуровневую систему оценки;
    мотивационно-личностные технологии успешности;
    индивидуализацию и дифференциацию обучения;
    проектные технологии;
    компетентностный подход в педагогической деятельности;
    педагогическую рефлексию (самооценка учителя).
На базе опорных школ (№25, 26, 1995) разрабатывается авторская модель организации внутришкольного контроля качества образования, предусматривающая создание системы оценивания и рейтингования достижений обучающихся.
Важнейшей проблемой стало формирование здоровьесберегающей, развивающей и успешной среды для всех участников образовательного процесса и применение современных технологий здоровьесбережения. Проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся и воспитанников позволяет определить потребности в каждом районе округа в создании условий для различных категорий детей. Сегодня необходимо перестроить работу медико-психолого-педагогических консилиумов и комиссий, расширять сотрудничество образовательных и медицинских учреждений, формировать благоприятную психолого-педагогическую среду и вводить в практику службу примирения, разрабатывать инновационные проекты по пропаганде здорового образа жизни.
Значимой проблемой остается и доступность качественных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий). Созданная сеть опорных учреждений по инклюзивному образованию должна расширить возможности использования дистанционных форм обучения. Очень важно развитие преемственных маршрутов в каждом районе, что расширит образовательные возможности каждого учреждения. В практику работы образовательных учреждений вводятся специальные программы по психолого-педагогическому сопровождению детей и создание школьных служб примирения. Участие в пилотном проекте по инклюзивному образованию создает необходимые условия для детей-инвалидов в образовательном процессе, внедряются современные формы и методы работы педагогов в интегративной среде.
В методическом плане сегодня необходимо выстраивать профильную и предпрофильную подготовку, позволяющую раскрывать индивидуальный и творческий потенциал личности ученика, комплектовать профильные группы, обеспечивая выбор желаемого профиля обучения. Единой системой должны стать профильное обучение, профессиональная ориентация и социализация ребят. Необходимо совершенствовать проектную деятельность, работу школьных научных обществ на основе взаимодействия с высшей школой и наукой.
Методический центр предполагает в новом учебном году:
    расширение сетевого взаимодействия ОУ с вузами, научными институтами (профильные классы, группы на базе высшей школы);
    совершенствование профориентационной работы в ОУ;
    разработку методических рекомендаций по элективным курсам;
    организацию тьюторского сопровождения в ОУ;
    внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения (кейс-технологии, ИКТ-технологии), развивающего обучения;
    расширение окружного проекта «Одаренные дети» совместно с РАН и вузами;
    расширение различных форм работы в системе дополнительного образования (профильные группы);
    внедрение современных методик по профориентации;
    психолого-педагогическое консультирование и методическое сопровождение;
    внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения;
    поддержку мотивации обучающихся в профильных, лицейских и гимназических классах;
    индивидуализацию процесса обучения;
    совершенствование рейтинговой системы оценки результативности деятельности образовательных учреждений.
В условиях новой системы финансирования и введения федеральных государственных образовательных стандартов необходима методическая помощь по переходу образовательного учреждения в режим инновационного развития. В основе программы развития должен быть проблемно-ориентированный анализ образовательной ситуации в учреждении, изучение запросов социума и определение ресурсов для поэтапного решения имеющихся проблем. Образовательное учреждение, в котором создана комфортная и успешная среда для ребенка, будет всегда востребована родителями.
В уходящем учебном году 17 учреждений-лидеров, имеющих высокие результаты образовательной деятельности в этом учебном году, получили премию мэра «Грант Москвы» (лицей «Вторая школа», детский сад №2558, школы №25, 26, 192, 199, 1106, 1205, 2007, Центр образования №109, гимназии №45, 1507, 1525,1533,1534 и Дом пионеров и школьников «Севастополец»), создана лаборатория инновационной культуры развития образования, в центре внимания которой широкий круг вопросов содержания, организации и управления, создание комплексных программ развития педагогических инноваций.
Позиционирование методического центра как консультационной площадки помогает образовательным учреждениям выходить на конкретный результат (продукт) инновационной деятельности. Перспективные педагогические идеи рассматривает окружной экспертно-консультативный совет с участием представителей родительской общественности и вузов. Многие инновационные проекты для реализации ждут своих социальных партнеров, например проект «Центр непрерывного химического образования» (школа №192) и «Взаимодействие детского сада и школы по развитию индивидуальных спортивных достижений детей» (детский сад №1050, школы №126 и 1101). Для развития инновационной культуры самих методистов совместно с МПГУ разработан проект «Методическое обеспечение преемственности программ формирования универсальных учебных действий как условие эффективности внедрения ФГОС в интересах развития современной школы», в который включились 14 учреждений Юго-Запада,
5 школ из других округов Москвы и
15 школ из регионов РФ.
В 2012 году согласно новой, утвержденной МДО структуре инновационной и научно-исследовательской деятельности в Юго-Западном учебном округе запланировано формирование окружного ресурсного инновационного центра (ОРИЦ), который станет координировать и направлять работу отдельных учреждений в статусе первичных инновационных площадок, проектировать инновационные сети.
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. В настоящее время сотрудничество родителей и ОУ стало приоритетным, но существует проблема привлечения родителей к участию в управлении образовательным учреждением, повышения их заинтересованности и уровня информационной культуры, необходимы новые формы работы с родителями. Решение всех этих проблем мы предполагаем реализовать через использование возможностей школы для предоставления свободного доступа населения, родителей к ресурсам Глобальной информационной сети, внедрение ИКТ-технологий в образовательную практику, создание собственного цифрового образовательного пространства педагогами ОУ, обеспечение доступности информации на школьных сайтах. Реализация государственной программы города Москвы на 2012-2016 учебный год «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») позволит окружному педагогическому сообществу широко использовать современные информационные и коммуникационные технологии, формирование открытой информационной среды, повышение ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса.
Система дополнительного образования развивается в различных типах и видах образовательных учреждений, которые посещают 87% детей. Опыт сотрудничества с различными социальными институтами - учреждениями культуры, детско-юношескими спортивными школами, госучреждениями, осуществляющими работу по месту жительства, детско-подростковыми клубами - мы изучаем и обобщаем. Сегодня работают лагеря для одаренных детей (профильная творческая смена в Болгарии), оборонно-спортивный лагерь при Кантемировской дивизии, лагерь детских общественных организаций «Лидер», эти виды отдыха стали возможны при долевом финансировании префектуры, окружного управления образования и управ.
В методической деятельности центров дополнительного образования разрабатываются такие новые направления, как:
    профильные курсы для старшеклассников;
    научно-техническое творчество;
    профессиональная ориентация;
    летние школы олимпийского резерва.
В каждом учреждении необходимо создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению. Педагогическая общественность Юго-Западного округа термин «одаренные дети» понимает не как поиск отдельно взятых талантливых детей, а как определение системы мер по раскрытию талантов каждого ребенка. В организации работы с одаренными детьми необходимо развивать и совершенствовать организационно-методические механизмы для работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, широкому привлечению школьников к участию в интеллектуальных состязаниях, олимпиадах, создать портал по сопровождению одаренных детей совместно с вузами. Реализуя окружной проект «Созвездие юных интеллектуалов на Юго-Западе», мы сумели создать систему учета индивидуальных достижений каждого ученика, разработаны методические рекомендации по повышению эффективности деятельности окружной системы работы с одаренными детьми, на интернет-пространстве размещены материалы, направленные на оказание информационной и методической помощи одаренным детям, на базе ведущих образовательных учреждений созданы ресурсные центры по оказанию консультативной помощи, продолжается развитие системы сопровождения и поддержки ребят - победителей олимпиад и творческих интеллектуальных конкурсов. В нашем округе обучается большое количество детей-мигрантов, плохо владеющих русским языком. Для решения проблем их обучения создана сеть лингвистических центров на базе учреждений округа, где внедрены методики изучения русского языка.  
Система повышения квалификации в нашем округе строится на основе запросов от образовательных учреждений, поступающих в методический центр. Для выбора представлен перечень модульных курсов из 120 программ. Руководителю учреждения сегодня необходимы экономические, юридические знания, чтобы эффективно управлять имеющимися ресурсами. Неотъемлемой составляющей управленческой деятельности становятся знание нормативных документов, диалоговые отношения с различными социальными партнерами, изучение опыта своих коллег и использование интернет-ресурсов. Система модульных курсов, семинаров, практикумов и тренингов помогает руководителю в овладении необходимыми управленческими компетенциями. При подготовке к новому учебному году лабораторией ПКиА был проведен мониторинг по выявлению индивидуальных запросов педагогических кадров в окружной системе повышения квалификации. Востребованными оказались темы по реализации ФГОС и ФГТ в образовательных учреждениях, по проектированию метапредметных знаний, по реализации программ УУД в НОО ФГОС, проектированию уроков на основе системно-деятельностного подхода (переход на ФГОС нового поколения), по преемственности программ, методике подготовки к ГИА и ЕГЭ, профилактике асоциального поведения детей и подростков, профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов, созданию медиаконтента по подготовке к работе в информационно-образовательной среде, IT-технологиям.
Оптимизация системы повышения квалификации предполагает использование эффективных технологий непрерывного образования руководящих и педагогических кадров, разработку индивидуальных образовательных траекторий.
При проведении курсов используются активные формы: обучение школьных команд, фокус-групп, обучение в интерактивном режиме. Проблемные и творческие семинары, мастер-классы, научно-практические конференции, круглые столы и педагогические гостиные, индивидуальные консультации, олимпиады, творческие конкурсы, фестивали и тематические выставки, обобщение лучшего опыта и издание различных методических материалов и пособий стали традиционны в системе работы методических объединений. Особой популярностью стали пользоваться дистанционные формы обучения, вебинары, онлайн-общение методиста и педагога. Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности образовательных учреждений, модульные курсы направлены на реализацию государственной программы по развитию системы образования и повышение качества в образовательных учреждениях.
В новом учебном году в системе ПК будут использованы интерактивные методы:
    творческие задания;
    обучающие тренинги (ролевые, деловые и образовательные игры-имитации);
    педагогические проекты;
    интерактивные лекции.
Более широко будут использованы активные методы самостоятельной работы слушателей:
    индивидуальный выбор планов, программ, объема содержания;
    проблемно-контекстное обучение;
    программированное обучение.