Уже известно, что применительно к Юго-Западному учебному округу при имеющейся проектной мощности школ округа, насчитывающей свыше 105000 мест, практически пустуют около 11700 мест. Если в среднем проектная мощность школы составляет 550 человек, то мы имеем 21 незаселенную детьми школу. Нас тревожит, что особо непростая ситуация выявлена в районах, в которых не планируют проведение широкомасштабного нового строительства (Гагаринский, Зюзино, Ломоносовский, Ясенево). А что такое для современной столичной школы неосвоенный ресурс помещений, когда деньги идут вслед за ребенком? Это не просто отсутствие для руководителя и педагогического коллектива возможности эффективного решения финансово-хозяйственных вопросов по содержанию здания, благоустройству территории и перспективному развитию материально-технической базы школы и даже не проблема достойной оплаты труда учителя, хотя это ключевой момент для стимулирования профессионального и творческого роста педагогов. Прежде всего это серьезное ограничение в создании широкой вариативности образовательных программ для детей и невозможность привлечения для этой цели высококвалифицированных педагогов и ученых. Это значит, что доступность образовательной среды для всего населения микрорайона школы не будет обеспечена должным образом, поскольку в каждом микрорайоне есть дети и семьи с самыми разными потребностями. Одним необходимо для успешной социализации создать особые условия с учетом проблем в состоянии здоровья ребенка. Другие нуждаются в развивающих программам повышенного учебного уровня. Третьи рассчитывают в школе не только получить знания, но и найти интересное увлечение, участвуя в работе спортивных секций и объединений дополнительного образования.
Рассуждения о возможной перспективе выживания школ в этих районах в расчете на дошкольников, рост числа которых со временем способен привести к увеличению контингента школ, в отдельных случаях обречены на неудачу. Именно такая ситуация складывается в районах Гагаринский, Ломоносовский и Ясенево, когда в условиях имеющейся недоукомлектованности части учреждений общего образования средний прирост детей дошкольного возраста за последние 2 года в расчете на 1 учреждение составил всего от 12 до 15 человек.
Как выйти из этой ситуации? Поиском ответа на данный вопрос сейчас заняты многие образовательные учреждения и управления образования, предлагая различные варианты решения обозначенной проблемы.
В этой связи ключевым механизмом в работе на ближайшие 5 лет для Юго-Западного учебного округа становится формирование единого образовательного пространства, что закреплено в окружном варианте программы развития образования на 2012-2016 годы. Решаться эта задача будет поэтапно, в качестве первого этапа в настоящее время мы реализуем пилотный проект по созданию единого образовательного пространства в районе Ясенево. В дальнейшем в случае успеха полученный опыт можно будет переносить на другие районы.
Представленные выше аналитические сведения уже выявили имеющуюся проблематику района Ясенево. К этому следует добавить неравномерность в распределении в районе различных направленностей дополнительного образования, наличие потребности в более качественных услугах психолого-педагогического сопровождения и полное отсутствие учреждений, а также их филиалов начального и среднего профессионального образования. Создание единого образовательного пространства, включающего в себя целый спектр территориальных и профильных образовательных комплексов, может решить указанную проблематику.
Для обеспечения вариативности образования и удовлетворения потребностей населения в различных образовательных услугах в каждом микрорайоне Ясенево планируется открытие образовательных комплексов, разнообразных по содержанию. Эти образовательные комплексы не только будут учитывать возможности тех учреждений, которые включаются в работу комплексов, но и должны становиться опорными площадками для остальных образовательных учреждений района по выбранному направлению. Например, с использованием опыта школы №1199 «Лига школ», успешно реализующей программы работы с одаренными детьми, и с учетом опыта расположенных рядом и востребованных населением ЦО №1445 и детского сада №1445 планируется создать образовательный комплекс, который станет для остальных образовательных учреждений района Ясенево опорной площадкой по организации работы с одаренными детьми. В этот же комплекс планируется включить лицей №1561, который в последнее время ищет новые формы работы с обучающимися по программам повышенного уровня для повышения привлекательности своего образовательного учреждения. Одним из компонентов данного комплекса станет филиал учреждения дополнительного образования, который предложит обучающимся разнообразный спектр занятий, в том числе и по научно-техническому творчеству.
В другой части района Ясенево предполагается создать территориальный образовательный комплекс по инклюзивному образованию, включив в него «Школу здоровья» №27, а также два рядом расположенные ДОУ компенсирующей направленности - №1221 и №2168. При этом следует иметь в виду, что работа с детьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья, будет идти и в других образовательных учреждениях района Ясенево. Но опорной площадкой по этому направлению, аккумулирующей ресурсы, необходимые для эффективной организации данной деятельности и транслирующей наработанные передовые педагогические технологии, будет выступать именно этот комплекс. Обязательной составляющей комплекса станет филиал окружного ЦПМСС, который обеспечит психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми с ОВЗ.
Планируется создать и другие комплексы, к числу которых можно отнести:
- образовательный комплекс профориентационной направленности, куда войдут вместе с учреждениями общего и дополнительного образования учреждения среднего профессионального образования, которые предполагается открыть на свободных площадях малокомплектных школ;
- образовательный комплекс гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили на основе школы №200, долгие годы реализующей программы Амонашвили, и присоединенного к ней здания бывшего детского дома №37, на базе которого планируется открыть учреждение дошкольного образования для обеспечения преемственности образовательных программ;
- образовательный комплекс гражданско-патриотической направленности, в который войдет несколько учреждений, имеющих разноплановый опыт работы по данному направлению (кадетское образование, организация работы военно-исторических музеев и военно-патриотических клубов), а также филиал учреждения дополнительного образования, реализующего программы патриотического воспитания, который будет открыт на свободных площадях недоукомплектованных образовательных учреждений.
Планируются к открытию и другие территориальные образовательные комплексы, но независимо от своей направленности все они ориентированы на оптимальное использование имеющихся у них ресурсов для предоставления населению дополнительных образовательных возможностей, обеспечивающих новое содержание образования и новое качество образовательной среды.
По аналогии с территориальными в районе Ясенево запланировано создание профильных образовательных комплексов, основной задачей которых будет реализация целей профильного образования. В идеале в районе Ясенево должны быть созданы условия, при которых учащимся старших классов была бы предоставлена возможность выбора профильного курса из всех предметных областей. Именно это требование будет обязательным к исполнению в 2016 году во всех районах Москвы. Однако понятно, что для достижения поставленных задач нам придется использовать ресурсы не только школ района Ясенево, но и образовательных учреждений других округов, достигших значительных успехов в области профильного обучения, в том числе и учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Именно интеграция возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, а также ресурсы научных школ и учреждений культуры способны создать среду, внутри которой каждому старшекласснику будут предоставлены качественные услуги, соответствующие его уровню продвижения.
На предварительных обсуждениях вопроса создания в районе Ясенево единого образовательного пространства педагоги и родители спрашивали: а останутся ли в районе школы и детские сады, которые не войдут в тот или иной образовательный комплекс? Конечно, более того, вхождение в образовательный комплекс дело добровольное для коллективов учреждений. Если учреждение самодостаточно, то оно вполне может определенный временной промежуток своей жизни находиться в режиме одиночного плавания, до тех пор пока какой-либо островок знаний не покажется ей привлекательным, и она в результате не захочет к нему причалить. Другое дело, когда учреждение не видит себя внутри образовательного комплекса и вместе с тем оно ищет возможность использовать имеющийся у него ресурс помещений для расширения образовательных возможностей. Нам кажется, что создание на основе таких школ филиалов окружных ЦПМСС, УДОД способно принести большую пользу не только этой школе, но и в целом району, поскольку эти филиалы могут специализироваться на решении отдельно выбранных проблем, актуальных для учреждений образования. На сегодняшний день весьма востребованными для всех участников образовательного процесса стали услуги ЦПМСС по оказанию помощи школам в создании служб примирения, по организации работы с детьми из семей-мигрантов, по профилактике вредных зависимостей и оказанию помощи педагогам и родителям в вопросах антисуицидального поведения подростков.
В настоящее время в округе идет первый этап обсуждения проекта по созданию единого образовательного пространства района Ясенево совместно с районным Советом директоров школ и районным Советом заведующих. Отдельные учреждения уже на этом этапе выражают готовность подключиться к реализации проекта, поскольку сразу же видят свое место в нем. Вместе с тем для большинства учреждений района Ясенево вхождение в проект станет возможным только после широкого общественно-профессионального обсуждения, участниками которого должны стать руководители учреждений образования, учителя, родители, дети, представители районной общественности, а также наши коллеги из сферы профессионального образования, науки и культуры.
Именно диалог родителей и учреждений образования, а также учреждений образования и ведомства способен привести к целостному восприятию сути образовательного комплекса. Именно в ходе диалога происходит присвоение его участниками основной идеи интеграции, которая впоследствии становится более обогащенной и жизнеспособной. Наконец, в условиях существующего дефицита доверия к системе образования со стороны родителей именно диалоговые отношения способны создать новое качество общения всех участников образовательного процесса.

Ольга СУСАКОВА, заместитель начальника ЮЗОУО

P.S.Эта статья - приглашение всех к обсуждению.