Подростки больше других подвержены возникновению фобий, так как в них еще сохраняются детская впечатлительность и ранимость. Кроме того, они стремительно меняются, и их новое «я» не всегда находит принятие у взрослых или сверстников. В пубертатный период приходится решать слишком много задач: искать смысл жизни, выбирать ценности, пересматривать отношения с родителями, определяться с призванием, писать сценарий своего будущего. Попытки поделиться возникающими вопросами и сомнениями обычно натыкаются на глухоту собеседников: мамы видят в тревогах дочерей детский лепет, а сверстники либо обгоняют, либо опаздывают в психоэмоциональном развитии. Поэтому многие девочки слишком легко приходят к выводу: «Меня никто не понимает», начинают искать выход в субкультурах или замыкаются в себе.
Учителю предстоит поискать вместе с ученицами ответ на сложный вопрос: что такое одиночество? Всегда ли оно связано с негативными эмоциями и является абсолютным злом?
Вывод 1. Одиночество - это возможность побыть с самой собой, обдумать какие-то важные мысли, заняться хобби, послушать музыку. Поэтому не надо негативно относиться к моментам, когда выпадает возможность заглянуть в глубь собственного мира, наоборот, такие часы и даже дни полезно устраивать себе специально.
Вывод 2. Отсутствие друзей и парня это не одиночество, а неумение завязывать отношения. И вместо того чтобы оплакивать недостаток общения и ругать окружающих за черствость, надо искать причину в себе и действовать: посещать творческие студии, приветливо улыбаться окружающим, без приглашения приходить в знакомые компании, придумывать оригинальные способы знакомства. Например, самый легкий состоит в том, чтобы гулять с фотоаппаратом и снимать необычные вещи и симпатичных людей - обычно прохожие живо интересуются подобным проявлением творчества.
Вывод 3. Если на данный момент нет настоящей подруги или любимого парня, то не стоит делать далеко идущие выводы о том, что так будет всегда. Пока нет пары, можно построить доверительные отношения с мамой и папой, повысить свой образовательный уровень, начать вести дневник - это повысит шансы в будущем найти друзей и мальчиков более высокого статуса.
Вывод 4. Не стоит доводить себя до апатии регулярным повторением слов «я никому не нужна», легче проанализировать эту мысль. Кому именно девочка не нужна? Кто, на ее взгляд, должен ощущать в ней потребность? Как эта необходимость в ней может проявляться? За какие качества окружающие должны ее ценить? Чаще всего подросткам кажется, что в случае их болезни им должны звонить все одноклассники, а члены семьи обязаны реагировать на каждую слезинку. Но на самом деле потребность в любом человеке носит ситуативный характер (даже в людях жизненно важных профессий - врачах и спасателях - нет ежедневной острой необходимости). Постоянно в девушке нуждаются только родители и бабушки с дедушками (и ссоры с ними не стоит принимать за проявления нелюбви).
Вывод 5. Губительно на психику действует не само одиночество (пока человек находится не на необитаемом острове, его одиночество носит условный характер), а жалость к себе и оплакивание той ситуации, которую есть шанс изменить. Но все дело в том, что к людям, отрицательно настроенным, никто не потянется, что приведет к новым разочарованиям и расстройствам. Это замкнутый круг, который надо разрывать и учиться радоваться даже тогда, когда для этого нет особых оснований.
Возможно, к выводам «Академии Always» девочки добавят свои и пересмотрят отношение к страхам. Учитель сделает большое дело, если о каждой девочке при всех скажет что-то хорошее и назовет причину, по которой она всем нужна.

​Аксинья ДОРОНИНА, клинический психолог «Академии Always», akademia-always@mail.ru