Задачи:
1. Создать условия для проектной деятельности.
2. Использовать активные методы обучения на уроках.
3. Провести на определенном этапе интегрированные уроки с учителями географии и информатики.
4. Организовать работу в мобильных группах, а также самостоятельную работу учащихся.
5. Организовать оценивание до, после и в течение проектной деятельности учащихся.
6. Организовать защиту проекта с привлечением администрации школы и родителей.
Данный проект направлен на освоение темы «Лондон». В процессе реализации проекта ученики ознакомятся с достопримечательностями Лондона, узнают, как строить диалоги, чтобы получить информацию у прохожих на улицах столицы Великобритании.
Продолжительность проекта - 8 недель, что соответствует продолжительности четвертой четверти.
Проект направлен на освоение образовательных стандартов по английскому языку.
Речевые умения
Школьники научатся общаться в социально-бытовых ситуациях в рамках тематики «Страна изучаемого языка. Ее географическое положение, города и достопримечательности».
Виды речевой деятельности: говорение, диалогическая речь (запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего), монологическая речь.
Ученики научатся кратко высказываться о фактах, используя основной коммуникативный тип речи - описание; делать сообщение по прочитанному тексту.
Чтение - учащиеся научатся читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание.
Письменная речь - развитие умения делать выписки из текста.
Языковые знания и навыки
Учащиеся овладеют следующими языковыми знаниями и навыками.
Орфография - знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Произносительная сторона речи - навыки адекватного произношения всех звуков изучаемого иностранного языка, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений, выражение чувств и эмоций с помощью эмфатической интонации.
Лексическая сторона речи - навыки употребления в речи наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета.
Грамматическая сторона речи - употребление в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, безличных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, использование прямого и обратного порядка слов.
Социокультурные знания и умения
Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Компенсаторные умения
Развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно: умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании - языковую догадку, прогнозирование содержания.
Учебные умения
Учащиеся овладевают следующими специальными учебными умениями: осуществлять информационную переработку иноязычных текстов; пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными; участвовать в проектной деятельности.
Ожидаемые результаты
При использовании в учебном процессе проекта «Виртуальное путешествие по Лондону» ожидается: формирование активной творческой личности; обогащение багажа знаний педагогов и учеников; создание базы ИТ-проектов для дальнейшего использования другими педагогами. Кроме того, ученики получают доступ к компьютеру (не у всех он есть дома).
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
- личностные: готовность и способность к саморазвитию, мотивация к учению и познанию английского языка, социальные компетентности;
- метапредметные: освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные: знания о Лондоне, опыт ведения диалога в процессе поиска информации, а также первоначальные знания о географическом положении Великобритании.
Основополагающий вопрос
О чем мечтают наши соотечественники, попав за границу?
Проблемные вопросы, на которые учащиеся ищут ответы в ходе проекта
Где находится Объединенное Королевство?
Чем знамениты основные города Объединенного Королевства?
Какие достопримечательности Лондона известны всему миру?
Учебные вопросы
Из каких частей состоит Объединенное Королевство?
Какие флаги и символы имеют эти части?
Какие наиболее крупные города Великобритании ты знаешь?
Какой город является столицей Объединенного Королевства?
Какие достопримечательности Лондона ты хотел бы посетить?
Что и как нужно спросить у прохожих, чтобы добраться до...?
До работы над проектом проводятся:
- тест оценки начальных знаний с помощью компьютерной программы (оценивает учитель);
- мозговой штурм - каждая группа определяет проблемы, которые она будет решать, все решения оформляются в листе проблем (совместная оценка).
В процессе работы над проектом проводятся оценивание потребностей учащихся, мониторинг их прогресса, проверка их понимания, поощряющая метапознание, самостоятельную работу и работу в сотрудничестве.
Лист промежуточного контроля - это наблюдение за успехами учащихся и анализ развития умений высокого уровня. Оценивают ученики, анализирует данные учитель.
Контрольный лист оценки совместной деятельности. Оценивают ученики, анализирует учитель.
Оценка мультимедийных презентаций. Самооценка и взаимооценка учащимися.
Оценка публикации или буклета.
После завершения работы над проектом проводится оценка понимания материала, наличия умений и навыков, поощряющая метапознание и выявляющая потребности учащихся в дальнейшем обучении.
Итоговый лист оценивания проекта.
Итоговая анкета проекта. Оценивает учитель. Итог - интерактивная карта со ссылками.
Учебные мероприятия
1. Разработка плана проектной деятельности. Образование мобильных групп.
2. Знакомство с новой лексикой и ее освоение.
3. Работа в группах. Планирование деятельности.
4. Поиск информации о том, где находится Великобритания, ее описание. Символы, названия, флаги. Составление интерактивной таблицы названий, символов и флагов.
5. Поиск информации об основных городах и основных характерных чертах.
6. Интерактивное оформление карты Лондона (нанесение достопримечательностей).
7. Поиск информации о достопримечательностях столицы Великобритании.
8. Составление мини-описаний (презентации или буклеты по выбору учащихся).
9. Нанесение на интерактивную карту краткой информации о достопримечательностях.
10. Знакомство с новой лексикой, которую нужно использовать в диалогах. (Как пройти к...? На чем добраться до...?) Составление диалогов с использованием мультимедиа.
11. Соединение частей проекта - выполняют участники группы «Программисты».
12. Презентация готового проекта с приглашением на мероприятие администрации школы и родителей.
В своей практике я использую технологию личностно ориентированного обучения. На уроках предлагаю разноуровневые задания, тесты для сильных и слабых учащихся, домашние задания в трех вариантах. Если средний или слабый ученик выбирает себе задание повышенного уровня, я, конечно же, приветствую это! В результате каждый школьник осваивает материал на своем уровне, а некоторые ребята подтягиваются до уровня сильных. ИКТ я использую на каждом уроке, так как интерактивная доска и компьютер всегда в моем распоряжении.
Уроки стали более увлекательными, повысились мотивация школьников, интенсивность урока.
В 5-м классе есть два проблемных ученика, для них предусмотрены следующие задания:
1. Перевести готовую информацию о достопримечательностях.
2. По образцу составить рассказ о каком-нибудь знаменитом месте, опираясь на текст.
3. Составить диалоги по достаточно полным образцам.
4. Прикрепление к сильным ученикам при работе в паре и в группе.
В проекте предусмотрены задания для одаренных учеников: составление описаний достопримечательностей после прослушивания текстов, перевод описаний с русского на английский, самостоятельная работа с текстами на английском языке из Интернета, составление более сложных диалогов.
Ученики работают в мобильных и стационарных группах: писатели, картографы, туристы и жители Лондона, программисты.
Задачи группы писателей
Найти в Интернете информацию о достопримечательностях Лондона, проанализировать, составить краткое описание, оформить в виде буклета, презентации, в ином виде (например, на веб-сайте Вики).
Задачи группы картографов
Найти в Интернете карту Великобритании, карту Лондона. Оформить карту в виде презентации, нанести название городов, достопримечательностей Лондона. Оформить работу можно на веб-сайте Вики.
Задачи туристов и жителей Лондона
На основании освоенных речевых конструкций составить диалоги между туристами и жителями Лондона. Оформить диалоги в виде презентаций или на веб-сайте Вики, записать их, используя средства звукозаписи.
На последней стадии проектной деятельности из сильных учеников, имеющих хорошие компьютерные знания, создается группа «Программисты», которая соединяет части проекта.
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Компьютеры, DVD, Интернет, проектор, интерактивная доска, электронные энциклопедии, программа обработки изображений, веб-браузер, мультимедиа, текстовый редактор.
Печатные материалы
Учебник Биболетовой М.З. «Английский язык» для 5-го класса, англо-русский и русско-английский словари.
Интернет-ресурсы
http://yandex.ru/yandsearch? text=карта+лондона - карта Лондона.
http://www.star-group.ru/england/london-map.htm - карта Лондона с достопримечательностями.
http://www.britainexpress.com/London/index.htm - достопримечательности Лондона.
http://www.tourist-information-uk.com/ - о достопримечательностях Лондона.
http://www.towerbridge.org.uk/TBE/EN/ - Tower Bridge.
http://www.theoriginaltour.com/visitor-centre/attraction-tickets.htm - достопримечательности Лондона.

Приложения к проекту опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/512

​Ирина РЕВЧУК, учитель английского языка средней школы им. Героя Советского Союза И.В.Стружкина села Лычкова Новгородской области, победитель XIV Всероссийского конкурса «Сто друзей»