Правда, с тех пор немало времени прошло. Но сейчас, если ставить оценки по заслугам, то тогда от порки не уйти учителю. Ведь что такое двойка за четверть? С учителя тут же затребуют подробную объяснительную - как он работал с этим учеником (от ученика никто объяснительной не требует). Кроме того, спросят, а какая квалификационная категория у этого учителя? Словом, возникает ощущение некой педагогической судимости, чего нормальному человеку хочется избежать.
А чтобы ответить на вопрос «почему?», надо представить всю многоуровневую систему управления образованием. Это муниципальный отдел или комитет, региональный комитет, управление или даже министерство, федеральное министерство с его департаментами, отделами, секторами, службами и т. д. И везде сидят чиновники-управленцы. Это они теперь главные фигуры в образовании.
Хотя чиновник-управленец в класс к детям не входит, тетрадей не проверяет, долгих и трудных разговоров с родителями не ведет - а отчитываться ему о работе надо. Вот и требуется выяснять, кто работает лучше, а кто хуже, нужны качественные показатели. Помните, как на рубеже девяностых и двухтысячных годов интенсивно склонялось понятие «качество образования» (не счесть научных конференций, педсоветов, монографий по качеству образования, управлению этим качеством и
т. д.). Что в сухом остатке? Какой показатель сейчас требуют прежде всего и от классного руководителя, и от завуча, и от директора школы? Какова доля учащихся (выраженная в процентах), занимающихся на «4» и «5»! Этот показатель, как и до 1991 года, называют качественным обучением или просто качеством. Только теперь от него зависит еще и зарплата педагога... И идут  снизу вверх по управленческим этажам благополучные цифры, и поощряют руководителей на всех уровнях за положительную динамику, и превращается наша формально пятибалльная система оценивания из реально трехбалльной в двухбалльную...
На самом же деле оценка в образовательном процессе - элемент обратной связи. Без обратной связи ни одна система не будет работать адекватно. Автомобиль, за рулем которого человек с завязанными глазами, далеко не уедет - это система без обратной связи.
Вот таков, как мне кажется, ответ на второй вопрос коллеги из Барнаула.

​Михаил КИСЛОВ, Ленинградская область