Научиться жить в обществе
Примечательно, что заседание   проходило  в  столичной  коррекционной школе-интернате №44. Не секрет, что именно в Москве накоплен богатый опыт по обучению и  реабилитации детей-инвалидов. Перед началом заседания Валентина Ивановна побывала на занятиях по рисованию, лепке, кулинарии, пообщалась с детьми и преподавателями. Излишне говорить, что здание соответствует всем требованиям безбарьерной среды. Директор школы-интерната Виктория Николаенко  рассказала, что они работают  по уникальной методике,  благодаря которой  ребята, имеющие тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, социализируются, учатся жить в обществе. Примечательно, что помимо знаний ребятам в стенах интерната дают еще и профессиональные навыки.

- Мы считаем своей победой, что из трех выпусков 9 ребят поступили в вузы, 18 - в колледжи, а 13 смогли найти работу, - с гордостью говорит Виктория Игоревна.
Гостям показали фильм «Нам есть что поведать друг другу». Его герои - ребята-инвалиды, их здоровые сверстники, педагоги, работающие в коррекционных и обычных общеобразовательных школах. Оказывается, многие дети  с ограниченными возможностями здоровья  и их родители не хотят и даже боятся учиться в простых школах.
- Во-первых, там нет условий для нас, во-вторых, иногда приходится сталкиваться  с насмешками со стороны здоровых сверстников, -  признавались мальчики и девочки с ДЦП.

Ваше дитя может стать добрее
-    Детская инвалидность растет, и остановить этот рост пока не удается, - такими словами начала свое выступление  Валентина Матвиенко. - Причем дети-инвалиды нуждаются не только в медицинской помощи, они хотят активно участвовать в жизни общества, а значит, им необходимо получить качественное образование.  В течение лета планируется внесение в Госдуму проекта нового закона «Об образовании в РФ», мы будем следить за тем, чтобы интересы детей с ОВЗ были в нем отражены, чтобы законопроект учитывал потребности инклюзивного образования, образования  с использованием современных технологий и новых методов преподавания, в том числе дистанционного обучения.   
- Совместное обучение детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников важно и для одних, и для других, - убеждена спикер.
 - Я вижу  в этом самый настоящий прорыв в образовании и воспитании, мы должны поддерживать развитие этого процесса, создание школ, классов, ориентированных на совместное обучение.
При этом Валентина Матвиенко подчеркнула необходимость сохранения  специальных видов школ, учитывающих разный уровень состояния здоровья детей и их потребности в уходе.
Валентина Ивановна также  указала на важность разработки нормативно-правовой базы, позволяющей в рамках обучения детей-инвалидов в специальных школах-интернатах давать им начальную профессиональную подготовку:
- Детям с ограниченными возможностями необходимо получать не только образование, но и трудовые навыки, азы профессии, чтобы  в будущем они могли адаптироваться в обществе. Нужно законодательно создавать условия, обеспечивающие как можно более полную социализацию таких детей. Например, разработать правовую основу для функционирования специальных мастерских, которая  давала бы детям-инвалидам возможность трудиться и чувствовать себя востребованными.
Еще одну серьезную проблему инклюзивного обучения затронул председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
- Обычный учитель, у которого в классе будет один или несколько инвалидов, просто не справится с такой задачей и не сумеет уделять всем детям нужное внимание. Кроме того, с каждым типом заболеваний необходимо работать по специальным обучающим программам. Да и само общество пока  не готово к адекватному восприятию того, что в обычных школах будут учиться дети с ограниченными возможностями,  - сказал законодатель. В результате сегодня, по оценкам специалистов, образование является одной из самых недоступных сфер для людей  ОВЗ.  Необходимо вводить новые стандарты для инклюзивного образования, которые будут классифицировать заболевания и  учитывать все сложности работы с ними.
Чтобы инвалиды могли быть участниками нормальной жизни, нужно создавать им условия, и начинать надо именно с доступной среды. Валерий Рязанский считает, что  инвалиды должны иметь возможность спокойно перемещаться по городу, ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, посещать театры и выставки. То есть необходимо, чтобы инклюзив перестал быть эксклюзивом.  По мнению сенатора, решение проблемы во многом зависит от скорейшей разработки Стратегии развития инклюзивного образования в России. Недавно РФ ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой мы обязаны законодательно закрепить инклюзивное образование в новом законе «Об образовании в РФ».
Валерий Рязанский также поставил вопрос финансового обеспечения специальных образовательных условий для обучения детей с инвалидностью в обычных общеобразовательных школах. Речь идет об оснащении школ специальной инфраструктурой, учебными пособиями и программами.
О необходимости развития инклюзивного образования говорил и директор департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев. По его оценке, «90 процентов детей с физическими отклонениями и три четверти с ментальными могут учиться в общеобразовательных учреждениях, если в них будет создана так называемая доступная среда».
На заседание приехала и известная певица Диана Гурцкая, председатель попечительского совета фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца». Ее выступление было особенно эмоциональным: «Никакие благие намерения не дадут результата, пока здоровых детей и детей с ограниченными возможностями не начнут считать равными. Есть опасения, что инклюзивное образование попытаются заменить на интегрированное, по сути, создавая резервации внутри школы. Плохо и то, что зачастую взрослые люди, родители здоровых детей, возражают против совместного обучения их чад с ребятами-инвалидами. Я хотела бы обратиться к таким мамам и папам. Ребенок  с ограниченными возможностями может сделать ваше дитя добрее!»

Не навреди!
Дети с ограниченными возможностями разные, кто-то с радостью будет ходить в обычную школу, а кому-то просто необходимо учиться в специализированном учебном заведении. Здесь важен разумный и взвешенный подход. Именно  к этому призывал исполняющий обязанности директора департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ Сергей Вителис:
- Все решения в этом направлении не должны носить формальный характер. Иначе они принесут вред детям с ограниченными возможностями и будут тормозить работу массовой школы. Главная задача - обеспечить условия для получения образования  в соответствии с особенностями психофизиологического развития. В поддержку вариативности интеграции детей-инвалидов в образовательную среду выступил и директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев: «Интеграция должна быть полезна ребенку, а не препятствовать получению образования другими детьми». В то же время Николай Николаевич подчеркнул необходимость и важность инклюзивного образования:
- Оно способствует формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. Кроме того, в рамках инклюзии можно реализовывать самые разные программы. Особые образовательные потребности шире, чем ограничения по здоровью. Зарубежный опыт показывает,  как это может быть использовано, например, при обучении детей-билингвов. Директор Института коррекционной педагогики отметил  особую важность специальной подготовки родителей детей-инвалидов, чтобы на равных правах вовлекать их в образовательный процесс.
Члены Совета по делам инвалидов выработали в ходе заседания проект рекомендаций, которые будут дорабатываться в течение месяца. Основные среди них - разработать государственную стратегию развития инклюзивного образования, при рассмотрении проекта федерального закона «Об образовании в РФ» включить в него нормы, обеспечивающие инклюзивное образование, возможность осуществления медицинской помощи и реабилитации, социально-бытового обслуживания обучающихся детей-инвалидов, установить специальные федеральные государственные образовательные стандарты для инвалидов, придать юридический статус индивидуальной программе образования, предусмотреть во всех регионах подготовку, переподготовку и повышение квалификации  педкадров общеобразовательных школ, реализующих инклюзивную практику...