Федерализм, ставший сегодня отличительной чертой современной мировой практики, - это не только форма государственного устройства, а прежде всего особое мировоззрение, основа которого - умение видеть огромный потенциал саморазвития государства в разнообразии и самостоятельности его регионов.
 Дмитрий Медведев, еще будучи Президентом России, в июне 2011 года подписал распоряжение «О подготовке предложений по перераспределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления». Обсуждая поставленную задачу с губернаторами, Медведев определил основное направление движения как расширение полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для децентрализации части полномочий, которые в настоящий момент закреплены за федеральным центром, сказал, что «это задача, от решения которой в конечном счете зависят успех курса президента, правительства, и целый набор социальных гарантий, которые мы реализуем в регионах, и просто социальное самочувствие людей». Сегодня уже подготовлены конкретные предложения о передаче более ста полномочий с федерального уровня на региональный, с тем чтобы предоставить большую самостоятельность в реализации этих полномочий и одновременно усилить механизм ответственности региональных властей как за выполнение федеральных полномочий, так и за конечные результаты работы.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся общие вопросы воспитания и образования. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти относится к числу наиболее сложных управленческих проблем. Действующая в России трехуровневая структура управления в сфере образования (федеральный, региональный и муниципальный уровни) не составляет сегодня органичное единство, поскольку происходят пересечение компетенций, несовпадение распределения объемов ответственности и ресурсов, отсутствуют адекватные механизмы учета территориальных социально-экономических особенностей. Коллизии, которые возникают иногда между центром и субъектами в этой части, порождены не федерализмом как формой государственного устройства, а вытекают из несовершенства федеративных отношений, прежде всего в сфере разграничения полномочий. В сферах образования и воспитания, которые стали предметом совместного ведения, каждая из сторон должна иметь законодательно установленные собственные полномочия, пользуясь которыми она управляет сферой образования, осуществляет в ней нормативно-правовое регулирование и несет ответственность за принятые решения. При этом надо стремиться к тому, чтобы объем неурегулированных или неразграниченных полномочий по возможности сокращался.
В соответствии со статьей 73 Конституции РФ вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Вместе с тем еще в 2009 году на парламентских слушаниях наш комитет отмечал, что отсутствует общая методология законодательного регулирования вопросов образования на уровне субъектов РФ. Сегодня, к сожалению, надо признать, что ситуация мало в чем изменилась. Сравнительный анализ показывает, что есть значительное расхождение количества и качества нормативно-правовых актов по вопросам образования, принятых субъектами РФ.
 Субъекты РФ вправе принимать свои собственные законы по предметам совместного ведения в опережающим порядке в случае отсутствия федерального закона. Это право было подтверждено в решениях Конституционного суда, а также в Федеральном законе «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». Реализация такого подхода позволяет решить много управленческих задач, которые на сегодня не в полной мере обеспечены нормами федерального законодательства. Например, Московская городская Дума приняла закон по организации инклюзивного обучения, закрепивший нормы, которые отсутствуют сегодня в федеральном законодательстве, что позволило организовать работу на качественном уровне. Можно привести и другие аналогичные примеры. Полагаю, что наиболее удачные законы в сфере образования субъектов РФ, принятые в опережающем порядке, вполне могут быть рекомендованы Министерством образования и науки РФ в качестве модельных для других субъектов РФ.
  Обсуждая тему распределения полномочий в сфере образования между уровнями власти, невозможно обойти вниманием вопросы дошкольного образования. Известно, что в среднем в России обеспеченность местами в дошкольных учреждениях составляет около 60%, но в то же время  статья 43 Конституции РФ гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Как же в этих условиях обеспечить конституционные гарантии для наших граждан? Недавно Мурманская областная Дума внесла в Госдуму РФ законопроект, согласно которому полномочия по предоставлению дошкольного образования предложено передать с муниципального уровня на уровень субъекта РФ. Аналогичную меру предложило Правительство РФ в проекте закона «Об образовании в РФ». Такое решение, безусловно, позволит существенно улучшить положение с финансированием дошкольного образования, но при этом снимет с органов муниципального управления ответственность перед гражданами, проживающими на их территории, за дошкольное образование. Еще один закон внесла в Госдуму РФ Астраханская областная Дума (он о возвращении субъектам РФ права выступать учредителями государственных вузов, которое имела область до принятия 122-го закона). Принятие этого законопроекта было бы, во-первых, совершенно естественным шагом по выравниванию прав органов власти различных уровней, а во-вторых, позволило бы совершенно иначе рассматривать проблему работы филиалов вузов в территориях. Как известно, некоторые региональные власти поддерживают филиальные сети, несмотря на нарекания, связанные с качеством образования. Резон здесь очень простой: эта поддержка оказывает реальное влияние на развитие кадрового потенциала региона. Например, по результатам исследований, проведенных в Западной Сибири, из выпускников, окончивших вузы Москвы, Санкт-Петербурга, на работу по специальности в регион возвращаются 17-20 процентов, а из выпускников, окончивших региональные вузы, - до 82 процентов. Но, несмотря на это, в отличие от предыдущего примера Правительство России пока не поддерживает предлагаемые изменения.

Наиболее удачные законы в сфере образования субъектов РФ, принятые в опережающем порядке, вполне могут быть рекомендованы Министерством образования и науки РФ в качестве модельных для других субъектов.

Иногда, желая как можно подробнее описать в федеральных законах образовательные правоотношения по предметам совместного ведения, законодатель не оставляет места для последующего законодательного регулирования на уровне субъекта РФ. Такой подход не соответствует нормам Конституции России о ее федеративном устройстве. Возможно, по предметам совместного ведения в федеральных законах должны содержаться рамочные нормы, общие принципы, общие подходы, в пределах которых субъект РФ должен обладать свободой законодательного регулирования.
  С недавнего времени часть таких федеральных полномочий в сфере образования, как лицензирование образовательной деятельности, аккредитация образовательных учреждений, контроль (надзор) за исполнением законодательства в сфере образования, были переданы на исполнение уполномоченным органам субъектов РФ с одновременным выделением соответствующих субвенций. Учитывая общую тенденцию сегодняшнего времени по децентрализации тех полномочий, которые эффективнее исполнять местным органам управления образованием, наш комитет полагает предложить рассмотреть вопрос о передаче по крайней мере части таких делегированных полномочий на исполнение непосредственно субъектам РФ.
Безусловно, важной и нужной частью нормативного обеспечения реализации полномочий в сфере образования надо признать практику соглашений для проведения мероприятий по модернизации региональных образовательных систем, для реализации экспериментальной деятельности в рамках отдельно взятого субъекта РФ. Благодаря этому организационно-правовому механизму в пилотных регионах реализовывали системные преобразования в рамках ПНПО, ныне реализуют стратегическую инициативу по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей до средней по экономике региона. Перспективным направлением применения договорной практики может стать конкретизация государственной политики с учетом особенностей различных субъектов РФ. В сильных регионах через такой механизм федеральный центр может отрабатывать различные экономические модели, инициативы, новшества, а удачные решения распространять на все субъекты РФ.
 Мы получили к парламентским слушаниям предложения, которые во многом требуют незамедлительного решения. Предложения из Республики Карелия, Краснодарского края, Новгородской, Курганской, Липецкой, Тверской, Свердловской, Мурманской, Воронежской, Ярославской, Калужской, Саратовской областей касаются нормативной регламентации, профессиональной ориентации школьников, обучения детей-инвалидов, обеспечения прав детей на организацию отдыха и оздоровление, совершенствования системы подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации. В письмах отмечено, что основная проблема развития регионального законодательства упирается прежде всего в нерешенность проблем на федеральном уровне. Среди основных проблем: недостаточно урегулирован вопрос поддержки развития системы дошкольного образования, которая законодательно отнесена к зоне ответственности муниципальных образований, нет единой системы расчета финансирования образовательного учреждения, нет правового закрепления норм новой системы оплаты труда, недостаточна связь результатов аттестации педагогических работников и размера финансирования образовательного учреждения (фонда оплаты труда), полномочия по финансированию разделены между региональными и муниципальными бюджетами, а размеры финансирования с этих разных уровней определяются без согласования между собой, остается неопределенной модель развития сельской школы, много вопросов есть по развитию дистанционного образования, начиная с того, какое оборудование необходимо ОУ в ближайшие 10 лет, и заканчивая нормативами финансирования.
Конкретный перечень полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления, на деле оказывается весьма расплывчатым, поскольку относится не столько к предметам ведения местного самоуправления, сколько к полномочиям органов местного самоуправления по отношению к имеющимся у них муниципальным учреждениям и собственности. В результате получается, что если нет соответствующих учреждений, то нет и обязанности расходовать средства на предоставление населению тех услуг, ради которых и создаются бюджетные учреждения (Закон «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ»). Процесс становления местного самоуправления тормозят нерешенные проблемы, среди них главные - финансово-экономические трудности, недостаточно развитая нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы реализации местного самоуправления, проблемы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Принимая во внимание то, что муниципальные образования имеют существенные различия по экономическому потенциалу, кадровым и иным позициям, объем полномочий по решению вопросов местного самоуправления всегда будет различным. Учет местной специфики в этом случае обязателен.