Одно из важнейших направлений в системе логопедической коррекции - работа по формированию навыков звукового анализа, развивающихся на базе фонематических процессов. Особенно важно формировать начальные навыки звукового анализа у учащихся первого класса, поскольку именно на данном этапе закладывается база для овладения письменной речью.
Как показывает практика, многие дети с нарушением интеллектуального развития с трудом усваивают такие понятия, как гласные и согласные звуки, звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных, и даже на более поздних этапах обучения продолжают испытывать трудности в определении и дифференциации данных категорий. Это обусловлено тем, что помимо имеющихся нарушений речевого и психического развития у первоклассников преобладает наглядно-образное, а у некоторых и наглядно-действенное мышление; ведущим видом деятельности является игра, а ребенку при этом приходится усваивать довольно много абстрактного, непонятного для него материала.
Для решения данной проблемы была разработана система, способствующая овладению элементарными базовыми понятиями, такими как «звук», «буква», «гласные и согласные звуки», «звонкость/глухость» и «твердость/мягкость» согласных, «слог», «слово» (звукослоговой состав слова).
В работе выделяется четыре этапа, которые представлены в виде серии логопедических сказок с элементами практических упражнений. Такая форма облегчает усвоение терминов и процесс формирования умений и навыков звукового и звукослогового анализа, а также повышает мотивацию к дальнейшей работе.
Новизна и актуальность предлагаемого материала заключаются в том, что логопедические сказки имеют одну сюжетную линию, содержат причинно-следственные связи.

Этапы работы
1-й этап (подготовительный)
Первая серия логопедических сказок позволяет учащимся подробно и доступно ознакомиться с процессом звукопроизводства. Главные герои - Воздушная Струя, Голос и Веселый Язычок.
Детям предлагаются задания, выполняя которые, они учатся управлять воздушной струей и голосом, подробно знакомятся с органами артикуляции. Широко используется опора на зрительный и тактильный анализаторы, схемы и пиктограммы.
Примерные тексты сказок и упражнений в приложении 1.
На этом же этапе ведется работа по развитию фонематических процессов на материале неречевых звуков.
Данный этап совпадает с добукварным периодом обучения грамоте. Дети учатся выполнять различные артикуляционные упражнения, создавать и удерживать базовые артикуляционные позы.
Таким образом, к окончанию первого этапа у ребят развиваются умения управлять воздушной струей, голосом и органами артикуляции; формируется кинестетическая база, что облегчает процесс усвоения звуков и букв и создает предпосылки к формированию понятий - «гласные» и «согласные звуки», звонкость и глухость согласных.

2-й этап
Вторая серия сказок посвящена формированию и дифференциации понятий «гласные» и «согласные звуки». Основа усвоения данных понятий - зависимость типа звуков от наличия или отсутствия преграды на пути воздушной струи.
Учащиеся подробно анализируют способы образования звуков, наличие и отсутствие преграды, а также узнают, какие артикуляционные органы создают преграду (это поможет в последующем анализировать группы согласных звуков и место их образования).
Вводится понятие «буква».
Примерные тексты сказок и упражнений в приложении 2.
Начинается работа по развитию фонематических процессов на вербальном материале (на уровне гласных звуков).
Если данный этап опережает начало букварного периода обучения грамоте, то термины «гласные» и «согласные звуки» можно опустить, а ограничиться лишь практической выработкой умения определять тип звука.
К окончанию второго этапа работы учащиеся овладевают понятиями «гласные», «согласные звуки» и умением их дифференцировать.

3-й этап
Задачи третьей серии логопедических сказок - формирование понятий о звонкости/глухости и твердости/мягкости согласных звуков, а также представлений о группах согласных звуков (свистящие, шипящие, соноры).
На основе взаимодействия все тех же главных героев сказки (Воздушная Струя, Голос, Веселый Язычок) учащиеся знакомятся со способами образования звонких и глухих согласных, характером произнесения звуков. Овладевают приемами определения звонкости/глухости согласных, подробно анализируют причины, от которых зависит их отнесенность к той или иной категории.
Дается понятие о группах согласных звуков.
Примерные тексты сказок и упражнений в приложении 3.
Ведется активная работа по развитию фонематических процессов.
По окончании третьего этапа учащиеся усваивают понятия «звонкость/глухость» и «твердость/мягкость согласных», приобретают умения анализировать звуки, давать им характеристику по месту и способу образования.

4-й этап
Четвертая серия сказок затрагивает понятия «слог» и «слово». Основная задача данного этапа - формирование представлений о звукослоговом составе слова и начальных навыков звукового анализа.
Здесь широко используются хорошо знакомые и любимые детьми сказочные сюжеты.
- Игра на основе сказки «Теремок», где главными героями становятся не звери, а звуки и буквы. Каждый звук, постучавшись в Теремок, должен назвать себя и дать себе характеристику. Звуки, уже находящиеся в Теремке, прежде чем впустить нового героя, просят его выполнить различные задания, связанные со звукобуквенным и звукослоговым анализом и синтезом. Героями сказки могут стать также слоги. Окончанием сюжета должно стать составление слова.
Игра на основе сказки «Репка». Принцип построения тот же, что и в игре «Теремок». Главные герои - звуки или слоги. Цель - составление слова.
Игра на основе сказки «Колобок». Главный герой - звук или слог, который встречает на своем пути другие звуки и слоги. Герои могут либо дружить (составлять слоги, слова), либо ссориться (образовывать новые слова путем перестановки, замены, добавления или опускания звука или слога).
В дальнейшем такие игры можно проводить в рамках работы над предложением, главными героями сделать слова, а не слоги и звуки.
Применение в коррекционной работе таких приемов ценно еще и тем, что позволяет охватить сразу несколько структурных компонентов речевого развития: фонематические процессы и звуковой анализ (при выполнении основных заданий), мелодико-интонационную и просодическую стороны речи (различные интонация, темп и модуляция голоса при построении диалогов), звукопроизношение (если в сказке участвуют дети, находящиеся на этапе автоматизации какого-либо звука), а также коммуникативные умения.
Сказочным сюжетам, если есть возможность и время, можно посвятить целое занятие, при этом использовать декорации, элементы костюмов, расширить сюжет, усложнить, разнообразить и увеличить количество заданий. А если возможности нет, применить как этап занятия и ограничиться предметной наглядностью, даже в такой форме они не теряют своей эффективности и привлекательности для детей.
На протяжении всей работы каждый вновь появляющийся термин, новое понятие сопровождаются опорными символами, схемами и пиктограммами, которые активно используются и в последующей работе по коррекции дисграфии.
Таким образом, по завершении четвертого этапа работы ученики усваивают специальную терминологию и овладевают элементарными навыками звукового и звукослогового анализа.

​Ирина КРАСИЛЬНИКОВА, учитель-логопед новоуральской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №50 Свердловской области, победитель XIV Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Приложение 3


Логопедические сказки (примерные тексты и упражнения)

Звонкие и глухие согласные
Однажды Голос немного заболел... И не смог пойти гулять с Воздушной Струей... Погоревала Воздушная Струя, но делать нечего, нельзя забывать о своих обязанностях, ведь так хочется поговорить ребятам. И вышла она на этот раз без Голоса...
Странно получилось, непонятно немного, непривычно... Думала она сначала, что совсем не получится у нее ничего без Голоса, и Язычок еще опять ей преград наставил... Но, как ни странно, звуки все равно получались, только тихие-тихие очень, как будто глухие...
Давайте и мы попробуем произнести звуки без голоса.
Понравилось этим звукам такими быть, и попросили они оставить их. Подумали-подумали Воздушная Струя и Голос и решили, что пускай остаются, раз им так хочется, так даже интереснее будет. И Голос хоть иногда отдохнуть сможет, а то любят его ребята до усталости доводить криками да визгами.
Только Веселый Язычок не совсем с ними согласился, решил, что раз уж Голос дома остается, то и Воздушной Струе на прогулке делать нечего, поэтому и преграды ставить начал, когда она без Голоса выходила. А это значит - какие звуки получались? Гласные или согласные?
С тех пор начала Воздушная Струя не только с Голосом, но и без Голоса на прогулку выходить, несмотря на препятствия. Так стали получаться глухие звуки.
Когда Воздушная Струя с Голосом выходит, получаются звонкие согласные, а когда без Голоса, получаются глухие согласные. Голос в это время спит, даже не шевелится совсем. Давайте это проверим.
Упражнения в произнесении звонких и глухих согласных, определение работы голоса.
Твердые и мягкие
согласные
Как вы уже знаете, звуки согласные разные у нас бывают - звонкие и глухие. Но не только это их отличает.
Оказывается, что характер у них тоже меняться может! То они, как орехи, твердые становятся - поди-ка раскуси... А иногда ну такие мягкие, ласковые, прямо как облачко на небе, так и хочется на нем полежать!
Вот послушайте...
Анализ твердого и мягкого вариантов произношения звуков.
Давайте мы с вами тоже попробуем согласным звукам характер поменять.
Выполнение упражнений на дифференциацию твердых и мягких согласных:
- опознание на слух;
- выделение в словах;
- выделение слов с мягкими согласными.
Как звуки на группы поделились
Живут-поживают звуки согласные, горя не знают. Но случилось однажды, что начали они между собой ссориться.
Никто уже и не помнит, из-за чего спор разгорелся, да только никак успокоиться не могут. Только и слышно со всех сторон: «Я главнее!», «Нет, мы главнее!»...
Что делать? Пришлось опять Воздушной Струе за помощью к доброй волшебнице обращаться.
Пришла добрая волшебница к согласным звукам и выяснила, что надумали они, оказывается, главными кого-нибудь назначить, а кого - решить не могут...
Одни говорят: «Мы рычим, как львы! Мы главнее!» Другие кричат: «Мы свистим, как соловьи-разбойники! Мы важнее!» Третьи шипят: «Мы, как змеи, можем! Мы страшнее!» Что делать?
Удалось рассудить их доброй волшебнице. Сказала она им: «Все вы, звуки, - и главные, и важные! Только все - по-своему! Вот вы, которые шипите, будете шипящими называться, в этой группе главными станете. Вы, которые свистите, свистящими, и у себя в группе командуйте, ну а вы, которые рычите, - сонорными будете...»
Понравилось это согласным звукам, согласились они и помирились снова.
А мы с вами давайте тоже разберемся, что за группы это, на которые волшебница добрая поделила звуки.
Анализ согласных, дифференциация по группам.

Приложения 1, 2, 4 опубликованы на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/510