С 1952 г. учитель рисования и черчения школы №2 города Реутова Московской области Игорь Павлович Волков занимался проблемой развития самостоятельности и творчества, вопросом развития способностей и склонностей школьников во внеучебное время. Еще в 1962 г. свой опыт И.П.Волков описал в работе «Приобщение школьников к творчеству».
А с 1970-го разработанные Игорем Павловичем так называемые уроки творчества для начальных классов стали проводиться в реутовской средней школе №2 с разрешения Московского областного отдела народного образования в порядке опыта. Уроки творчества проводились как в классных комнатах, так и в специально организованной творческой комнате.
Уроки творчества проводились только 3 года по 4 часа в неделю для младшеклассников. Как пишет И.П.Волков: «...основная масса школьников, работавшая самостоятельно 2-3 года, попробовала свои силы по 5-17 разделам науки, техники, искусства».
Для изучения на уроках творчества в начальных классах выделялись следующие основные вопросы, знание которых необходимо для выполнения запланированных работ:
- по труду - правила работы инструментами: стамесками, ножом, пилой, дрелью; правила работы  на токарном станке по дереву;
- по черчению - принцип прямоугольного проецирования, сечение, аксонометрия;
- по перспективе - правила построения плоскостей и предметов в угловой и фронтальной перспективе, теней, линии, плоскости;
- по рисованию - правила изображения прямоугольных, круглых и плоских предметов, компоновки, работы акварелью;
- по электротехнике - принцип составления электросхем с различным количеством ламп, выключателей, переключений.
Конечно, это не согласуется с мнением теперь уже бывшего министра образования А.Фурсенко, который в 2007 г. сказал: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя».
Ничего не поделаешь: «наши недостатки есть продолжение наших достоинств».
В 1982 г. выходит вторая книга Волкова «Учим творчеству», а в 1987 г. в книге «Педагогический поиск» рассказывается об опыте кандидата педагогических наук, заслуженного учителя школы РСФСР И.П.Волкова.
И лишь в 1988 г. в Нью-Йорке выходит книга «Учебник для менеджеров - творцов и новаторов», в которой Э.Раусепп в статье «Контрольный список по творческому климату: 101 идея» в идее под №46 говорит: «Отводите в учреждении специальную комнату, в которой люди могут быть творческими». Как мне кажется, с той поры США стали родиной портфолио...
Для выявления, развития и учета индивидуальных склонностей и способностей детей, для использования этих сведений в целях сознательного выбора школьниками профессии на каждого ученика заводились специальные творческие дневники, а на каждого ученика с 4-го  класса (и для младшеклассников, серьезно работающих сверх учебной программы) заводился другой документ - творческая книжка школьника.
Творческий дневник, творческая книжка давали довольно полную характеристику интересов школьников, что позволяло самому ученику трезво оценить свои возможности при выборе профессии, помогали наладить контакт между родителями и учителем, облегчая руководство развитием индивидуальных способностей ребенка.
Остается только сожалеть, что мы такие Иваны, не помнящие родства.

​Анатолий ШАТУН, заслуженный учитель школы РСФСР, Екатеринбург