- Как, наверное, у каждого сельского района, проблем у нас хватает.  Самая большая - реструктуризация сети образовательных учреждений, которая проводится с целью эффективного расходования бюджетных средств. С необходимостью экономии никто не спорит, но, наверное, стоило бы подходить к процессу реструктуризации менее формально и более разумно. Наш район, к примеру, очень большой по площади. Все маленькие школы, которые можно было закрыть, мы уже закрыли. Расстояние между оставшимися школами достигает порядка 15-20 км, поэтому дальнейшее сокращение школ приведет к увеличению расстояния между ними - оно станет уже порядка 30 км, а разве можно так далеко возить детей ежедневно? Поэтому проблема действительно непростая. Мы должны выбрать не то, что для нас проще, а то, что разумнее, целесообразнее: закрывать школу и сохранять бюджетные средства или поберечь  детей и поддерживать малокомплектные школы. Конечно, у первого варианта плюсы есть: чем меньше школ, тем больше идет финансирование, увеличивается материально-техническая база. По сути дела, все школы, которые мы сокращаем, в основном средние. Опыт показал, что старшеклассники, которых довольно трудно занять в сфере дополнительного образования, если их возят далеко от дома, вообще перестают как-то организовывать свой досуг. Они приезжают из школы, после долгой дороги им требуется отдых, а ведь многим  из них хочется участвовать в школьных мероприятиях.
Поэтому мы стараемся найти возможность до последнего сохранять школы, за что нас иногда критикуют. Но мы очень благодарны правительству Нижегородской области за внимание к малокомплектным школам, благодаря чему большинство образовательных учреждений пока удается сохранить. Правильно, что финансирование малокомплектных школ идет не подушевое, а на класс.
Вторая серьезная проблема  заключается в том, что у нас есть начальные школы-сады, которые не имеют статуса малокомплектных школ. Из-за этого они недостаточно финансируются.  У нас в области есть программы развития сети учреждений дошкольного образования. Мы в них участвуем, хотя  в нашем районе сохранены прекрасные здания школ и детских садов.  Думаем о создании филиалов, но пока нам для этого не хватает нормативной базы. Хотелось бы маленькие учреждения сделать структурными подразделениями больших учреждений. Хотя, должна признать, население района нас не поддерживает, тем не менее работа в этом направлении ведется. Жители сами начали осознавать разницу между тем, какие услуги могут предоставить их местное учреждение и соседняя большая школа. У нас был такой опыт. Мы хотели закрыть малокомплектную школу в Дёмино. Многие ребята, узнав, что школу собираются закрыть,  заранее перешли в соседнюю Гавриловскую школу и не пожалели. В Дёминскую школу никто из них не вернулся. Я думаю, что родители сами стали понимать, что в маленьких школах детям дается недостаточный уровень знаний.
Третья проблема - это недостаток мест в дошкольных образовательных учреждениях, как и везде. Здесь тоже ситуация неоднозначная. Если взять данные в целом по району, то мест в детсадах даже больше, чем желающих. У нас имеются замечательные детсады во всех населенных пунктах благодаря тому, что когда-то там были колхозы. С другой стороны, в самом райцентре мест недостаточно, и мы участвуем в областных программах, чтобы решить эту проблему. Пока решаем за счет того, что переоборудуем музыкальные и физкультурные залы  в группы. В этом году мы вошли в программу «Ремонт пустующих помещений». В Гавриловском садике, расположенном недалеко от райцентра, мы уже отремонтировали две группы, куда родители из Ковернино могут отправлять своих детей. Конечно, им приходится раньше вставать, ехать на автобусе. Но это хоть какое-то решение.
 - Анна Алексеевна, незагруженные садики находятся на вашем балансе?
- Да, в свое время часть из них мы отдали под фельдшерско-акушерские пункты, сейчас вновь возвращаем там, где это необходимо. Кроме того, в этом году мы вошли в программу «Семейный детский сад».  За счет семейных садиков, рассчитанных на 10 детей каждый,  мы хотим снять напряжение с больших детсадов. У нас есть дети с ограниченными возможностями, которым требуются малокомплектные группы. Один семейный садик у нас уже есть. Там учатся разные дети, но три ребенка с ограниченными возможностями. С ними работают опытные воспитатели. Мы надеемся, что у нас построят еще один большой детский сад. Один из детских садов райцентра очень старый, в нем нет даже централизованного отопления.
- Демографической проблемы у вас, по-видимому, уже нет. А кадровой?
- По сравнению с другими районами у нас мало школ, которые стали победителями конкурсов нацпроекта.  Лишь одна школа получила губернаторский грант. Да  и педагогов-победителей только двое. Но это не потому, что у нас плохие учителя. Они просто скромные. Об их успехах можно судить по результатам ЕГЭ за прошлый год. Многие из них выше средних областных. С гордостью могу сказать, что у нас очень сильные педагоги дошкольного образования, много активных  молодых воспитателей, ищущих, готовых постоянно самосовершенствоваться, обмениваться опытом, внедрять новые программы. Конечно, мы стараемся поощрять лидеров, всегда стимулируем новаторов и энтузиастов. Каждые два года в районе  проводятся конкурсы педагогического мастерства (поочередно: в один год для школьных педагогов, во второй - для воспитателей). Для меня, управленца, это всегда радостные дни.  Приятно видеть талантливых, неравнодушных педагогов. Тем более приятно, что таких у нас не единицы. На конкурсы в качестве гостей и зрителей приходят люди, далекие от сферы образования. И они всегда искренне восхищаются высоким уровнем участников.  
Еще один из наших успехов - реализация индивидуальных учебных планов в старших классах двух школ районного поселка. Учеба по особым образовательным программам у нас практикуется порядка 6 лет, и опытом мы охотно делимся.  Дети выбирают, какими предметами им заниматься более углубленно, поэтому ответственно подходят к составлению индивидуальных планов, эта система нравится и школьникам, и их родителям. Мы могли бы организовать сетевое обучение и на базе сельских школ, но большие расстояния между школами пока не позволяют нам это осуществить.
Еще один предмет нашей гордости - организации питания. В городах стараются вывести столовые образовательных учреждений в сеть общепита, но у нас питание остается школьным, по качеству - почти домашним. И мы очень рады, что горячим питанием охвачено большинство наших детей.
- Анна Алексеевна, а как обстоит дело с организацией дополнительного образования? Вы уже затрагивали эту тему в связи с реструктуризацией, а если говорить более конкретно?
- Дополнительное образование базируется на трех центрах: детско-юношеский центр, спортивная школа и районная станция туристов. Есть победители: педагог дополнительного образования Татьяна Егошина защитила в этом году свою программу по бисероплетению. Наряду с девочками в ее кружке занимается много мальчишек. Они участвуют и побеждают не только в региональных, но и во всероссийских конкурсах. Радуют и победы наших спортсменов. Сейчас вся спортивная работа проводится на базе школ. Футбольная команда девочек из Анисимовской школы вышла в финал области. Вообще футбол у нас очень популярен. Радует и сборная по хоккею. Заняли третье место в зональных состязаниях. Сильная у нас и станция туристов. Наши военно-патриотические клубы пока не вышли в призеры, но всегда участвуют в областных соревнованиях. Одним из инициаторов создания такого клуба был священник отец Геннадий. Он его постоянный куратор, проводит там для подростков уроки православия.
 - Самая большая головная боль для вас как управленца?
 - Я всегда говорю директорам: если нам не хватает денег, которые мы получили в ходе модернизации, значит, мы не очень хорошо представляем свои цели. На выделяемые из бюджета средства можно поддерживать на хорошем уровне материальную базу лишь 3-4 школ, а все остальные придется закрывать. Поэтому мы пытаемся сделать так, чтобы основные средства получили базовые школы, но и остальным что-то досталось. Разумное распределение средств, пожалуй, самая трудная задача. В текущем учебном году мы постарались обеспечить мультимедийными досками и компьютерами начальные классы всех школ.  Хочется, чтобы дети могли учиться с помощью современных средств обучения и ходили на занятия с удовольствием.  
Сейчас мы рассматриваем варианты дистанционного обучения. Одна из непростых задач, которую предстоит решать в ближайшее время,  - введение электронных дневников. Для этого необходимо найти специалистов и изыскать средства на оплату дополнительных ставок, важно подготовить к введению электронного обмена информацией и детей, и родителей. Иначе зачем новшества, которыми не будут пользоваться? Вот мои задачи на ближайшую перспективу.

Ковернино, Нижегородская область