Почему я почувствовала ответственность? Знаю, что даже почетному члену клуб прохлаждаться не позволит. Недаром на закрытии слета из уст председателя совета клуба «Учитель года Хабаровского края» Дениса Шаталова прозвучало: недостаточно один раз поучаствовать в слете, однажды съездить в педдесант, чтобы остаться в общественном объединении. Надо постоянно быть активным. И кстати, автоматически попадая в клуб после участия в краевом конкурсе «Учитель года», но ничего не делая на «пеликаньей ниве» в течение трех лет, педагог может легко расстаться с членским билетом.
Вот и слет - встреча старых друзей - это серьезная работа от рассвета до заката. В программу обязательно входит обсуждение глобальных проблем образования. Как сказала ректор Хабаровского краевого института развития образования Алла Геннадьевна Кузнецова, «без ваших голов, ваших идей, ваших мыслей невозможно решить те вопросы, которые перед нами ставит жизнь. В первый раз, помните, мы с вами обсуждали развитие конкурсного движения. Второй раз - стратегию развития системы общего образования Хабаровского края. Помните, правительство утвердило эту программу? И сейчас перед нами глобальная задача. Серьезнее задачи в последние годы, наверное, не было. Когда столько талантов на один квадратный метр, то это настоящий адронный коллайдер. У нас все с вами получится!».
Эта глобальная задача, как вы, наверное, уже догадались, - федеральные государственные образовательные стандарты. Их не обсуждают,  стандарты вошли в школьную жизнь как данность. Миссия участников и победителей краевого конкурса «Учитель года» - помочь коллегам принять задачи развития государства, которые несут с собой ФГОС, как свои собственные образовательные задачи. В «пеликанах» Алла Геннадьевна уверена. И гвоздем слета становится смыслодеятельностная игра «ФГОС нового поколения: «верхи» хотят - «низы» не могут?». Продолжается она целый день - мозговой штурм в группах, оперативное создание мини-презентации, выступления и снова штурм... В игре три части, или три такта. Такт первый - «Живой учитель из мяса и костей». Группы педагогов обсуждают, что мешает претворить ФГОС в жизнь. Долгие дебаты можно свести к такому сухому остатку: нехватка времени, недостаток знаний, психологическая неготовность учителей. Большинство участников слета говорят также о слабой материально-технической базе, о переизбытке бумажной работы, о высокой нагрузке учителя при низкой заработной плате.
Следующий такт - «Бронзовый учитель на мраморном пьедестале» - участники обсуждения создают портрет учителя, способного реализовать ФГОС. Вот каким многоруким оказался педагог: знаток норм и законов, методист, технолог, апробатор новых продуктов, аналитик, логист, тьютор, дизайнер, разработчик электронных образовательных ресурсов, дистанционных программ, курсов, активный пользователь Сети, блогер.
И наконец, третий такт - «Пусть меня научат», имеется в виду запрос к системе повышения квалификации. Пожалуй, для краевого ИРО это самый интересный этап игры. К неформальным формам повышения квалификации учителя отнесли педагогические десанты, сетевые сообщества, клубное движение, творческие группы, в том числе дистанционные, авторские мастерские, систему наставничества, конкурсы педагогического мастерства...
Обсуждение шло горячо, бурно, весело. Ведь на слет собрались 189 по-настоящему творчески работающих педагогов, а также организаторы конкурсов профессионального мастерства, победители ПНПО, победители и участники конкурса «Учитель года Хабаровского края». А также гости - участники и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» из Еврейской автономной области, Амурской области, Камчатского, Приморского краев, Липецкой, Вологодской, Нижегородской областей. Кстати, именно у гостя слета, филолога из Вологодской области, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» Вячеслава Вахрамеева, прямо во время смыслодеятельностной игры родилось стихотворение:
Ах, как сражались мы за правду,
Что в сем стандарте нам дана!
Ах, это было, как Непрядва
И как холмы Бородина!
«Пеликаны» оглушительно аплодировали, ведь накануне вечером они могли насладиться творчеством Вахрамеева-лирика, а чуть раньше, днем, Вячеслав Вячеславович показал мастер-класс, посвященный «Незнакомке» Блока. Своему занятию он дал имя «Смотрю за темную вуаль...». И дальше началась не лекция, не монолог, но совместная работа мастера и зала. Вопросы, ассоциации, описания, чтение стихотворения целиком и отдельных строчек. Нет мелочей в литературоведческом анализе. Исторический контекст, элементы биографии Александра Блока и его возлюбленной Любови Менделеевой, тайны образов, которые встречаются в балладе «Незнакомка». Вот вы, например, знали, что страусиные перья в древности были символом высшей справедливости?
Абсолютный победитель прошлогоднего конкурса «Учитель года России» Алексей Овчинников тоже удивлял, но уже по-другому. Биолог из Липецкой области задолго до внедрения стандартов задумался, как сделать так, чтобы дети на каждый урок приходили с желанием? Как сделать так, чтобы те знания, которые они получают на уроке, были им полезны? Так и родился прием «моделирование», когда педагог на простых моделях показывает детям сложные процессы и явления, которые они изучают на уроках и которые существуют в жизни, но ученикам недоступны. Например, многие сельские школьники не видели медуз. А оказывается, воздушный шарик, сдуваясь, движется так же, как медуза. Или как представить эвглену зеленую? Запустить в воду детскую игрушку - заводную черепашку!
Свой сценический мастер-класс показал учитель истории, обществознания Саваслейской школы Нижегородской области Андрей Елисов, участник всероссийского финала «Учителя года России-2011». Участники слета унесли в свои педагогические закрома множество приемов, идей, видеоматериалов, которые на уроке точно бьют в цель - воздействуют на эмоциональную и нравственную сферы личности учеников.
Вообще весь слет учителям было что записывать в тетради и на флешки. Кроме мастер-классов гостей была еще «печа-куча» - японское изобретение, которое предписывает представить свою презентацию строго в рамках правил - только 20 слайдов, только 20 секунд на каждый слайд и не больше 6 минут 40 секунд на все выступление. А еще в последний день состоялся самосбор на тему «Современные образовательные технологии и воспитательные практики в деятельности учителя», во время которого каждый участник слета мог представить свой опыт за 15 минут.
Первый педагогический десант состоялся два года назад, во время II краевого слета «пеликанов». А в этом году десант отправился сразу по трем адресам - в поселок Хор, поселок Переяславку и город Вяземский. Я выбрала поездку в среднюю школу №3 поселка Хор, и не случайно. Здесь я смогла увидеть урок «Сопереживание - великая тема искусства» учителя изо средней школы №6 Амурской области Евгения Симакова, который не так давно победил в нашем методическом конкурсе «Сто друзей»! Победил сценарий, а в Хабаровском крае были реальные дети, которые принимали участие в занятии, рисовали и творили на глазах у зрителей. Активно работали и старшеклассники на уроке «Глобальные проблемы современности» у историка средней школы №4 Николаевска-на-Амуре, участника краевого конкурса «Учитель года-2011» Светланы Ижко. Светлана Викторовна продемонстрировала редкую и сложную интерактивную технологию.
Из 3-й чудо-школы поселка Хор, где есть музей, два спортзала, две библиотеки, стоматологический кабинет и даже тир, не хотелось уезжать. Как не хотелось покидать и сам Хабаровский край, новых и старых друзей! Но я знаю, что со старшим методистом, руководителем отдела экспертизы деятельности работников образования Хабаровского краевого ИРО Еленой Фоменко, которая, организуя слет, кажется, не спала ни минуты, я обязательно встречусь в скайпе. Что подробно расскажу об идеях, прозвучавших на самосборе, в нашей газете. Что напишу о клубах «Учитель года Хабаровского края» и «Учитель года Камчатского края» на нашем сайте www.ug.ru в разделе «Всероссийский конкурс «Учитель года России». Если всем нашим встречам суждены разлуки, то и после разлуки обязательно следует новая встреча...

Хабаровск