- Елена Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как построена в МЭСИ работа с одаренными детьми.
- МЭСИ имеет большой опыт проведения мероприятий по поиску и поддержке талантливой молодежи: от школьников младших классов до аспирантов университета. Однако следует отметить, что ранее каждое подразделение МЭСИ занималось своей категорией учащихся, но при этом отсутствовал системный подход. В 2011 году в стратегическом плане развития МЭСИ ученый совет университета определил работу с одаренными детьми как приоритетную задачу. На основе исследования различных практик и анализа имеющегося опыта мы приступили к формированию в МЭСИ системы поддержки талантливых детей и молодежи. Задача программы - не только выявить одаренных ребят, но и обеспечить преемственность механизмов работы со школьниками, студентами и молодыми учеными, и это не случайно, ведь МЭСИ известен как один из первых вузов, внедривших у себя концепцию непрерывного образования.

- Один из разделов принятой президентом концепции посвящен развитию и совершенствованию системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний. Что делает МЭСИ в этом направлении?
- Это один из ключевых пунктов нашей программы. Так, МЭСИ активно и вот уже на протяжении 50 лет участвует в олимпиадном движении. Работа начинается со школьниками младших классов. Мы проводим творческие конкурсы и олимпиады по различным общеобразовательным дисциплинам. Совместно с АНО «Международный центр развития ребенка» МЭСИ выступает соорганизатором Всероссийской олимпиады для младших школьников по русскому языку и математике. C 2009 года олимпиады МЭСИ по математике и русскому языку для школьников
9-11-х классов входят в Перечень олимпиад Минобрнауки России, а олимпиады по обществознанию и информатике МЭСИ проводит самостоятельно. Постоянно совершенствуется в МЭСИ система студенческих олимпиад, причем речь идет не только о внутривузовских мероприятиях, но и об участии студентов МЭСИ в межвузовских, всероссийских и международных олимпиадах.

- Большое внимание сейчас уделяется использованию современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. В том числе и в концепции говорится о развитии дистанционных образовательных ресурсов, системы консультационной онлайн-поддержки, создании интернет-школ. Как МЭСИ отвечает данным тенденциям?
- Наш университет сегодня по праву считается одним из пионеров и лидеров в области информационно-коммуникационных технологий и технологий электронного обучения, которые мы используем уже в течение практически 20 лет. Наш опыт и наши наработки в этой области позволяют открыть новые перспективы перед одаренными детьми независимо от территории их проживания и социального статуса. В 2009 году МЭСИ в качестве приоритетного направления развития определил предоставление равных возможностей по участию в олимпиадах школьникам, проживающим в Москве и Московской области, а также в различных, даже самых удаленных, регионах России. Для обеспечения этой задачи мы широко применяем информационные технологии, с помощью которых проводим электронную регистрацию участников на сайте МЭСИ и отборочный этап в формате интернет-тура. Кроме того, для проведения очного тура мы используем площадки филиалов МЭСИ в Астрахани, Брянске, Калининграде, Калуге, Красноярске, Нижнем Новгороде, Пензе, Перми, Рязани, Твери, Улан-Удэ, Ярославле и в Республике Беларусь, городе Минске.
Мы обеспечиваем всем ребятам постоянно действующую обратную связь: действует горячая телефонная линия, вопросы можно задать в форуме, по ICQ или в Skype. Все документы олимпиады, регламенты, инструкции по работе в электронной среде обучения МЭСИ Виртуальный кампус (именно здесь проходит первый тур) публикуются на сайте. Здесь же - на сайте - у всех участников есть личный кабинет с необходимой информацией.
Для участия в очном туре олимпиад ребята самостоятельно выбирают наиболее удобную, ближайшую площадку. Мероприятие проводится по утвержденному регламенту в специально оборудованных помещениях в соответствии со стандартом МЭСИ: классы оборудованы системой видеокамер, что обеспечивает возможность полноценной трансляции мероприятия в режиме видеоконференции в головной вуз. Оргкомитет осуществляет полный контроль хода олимпиады. Показ работ и апелляции также проводятся в режиме видеоконференции единовременно на всех площадках проведения олимпиады.
Все это позволяет нам не только значительно увеличить количество региональных участников, но и, что крайне важно, привлечь к олимпиадному движению школьников с ограниченными возможностями здоровья. При этом все участники независимо от места участия в заключительном туре олимпиады имеют абсолютно равные права и возможности.
Данный регламент проведения значительно расширяет возможности школьников по участию в мероприятиях и позволяет сократить как временные, так и материальные затраты. Об эффективности такого подхода говорит постоянно возрастающее количество участников олимпиад МЭСИ: от 2000 человек в 2007 году до более чем 6000 в 2012-м.

- Создает ли МЭСИ особые условия для ребят, проявивших свою одаренность в ходе олимпиад?
- Да, конечно. Победа в олимпиаде - это только первый шаг. Летние и зимние школы, в том числе интернет-школы по подготовке к олимпиадам, математические кружки, клуб любителей русского языка, работа со школьниками и студентами в Молодежном технопарке МЭСИ и Центре молодежного предпринимательства, который работает в нашем университете, - все это направлено на развитие творческого потенциала ребят. Мы заинтересованы, чтобы эти дети пришли к нам в университет. Впоследствии со студентами - победителями и призерами олимпиад ведется индивидуальная работа, прилагаются дополнительные усилия к развитию их творческих способностей. Ежегодно разрабатывается и утверждается ректором план работы с одаренными детьми, его исполнение контролируется ректоратом университета. Студенты привлекаются к работе в научном студенческом обществе, в конференциях, подготовке публикаций в университетских и внешних изданиях. Многие ребята продолжают участвовать в студенческих олимпиадах, становятся победителями и призерами международных и межвузовских конкурсов. В МЭСИ сформированы студенческие олимпийские команды, которые проходят специальную подготовку, в том числе постоянно совершенствуют свои знания между олимпиадными турами. К этой работе активно подключены студенты всех филиалов МЭСИ, что легко осуществимо с помощью информационных технологий.
Также в МЭСИ действует программа подготовки кадрового резерва, в рамках которой особое внимание уделяется подготовке талантливых студентов для дальнейшего обучения в аспирантуре, что позволяет нам пополнять научно-педагогические кадры университета и таким образом сохранять научные школы вуза на основе преемственности поколений.

- Какие шаги предпринимает МЭСИ, чтобы мотивировать, вовлечь абитуриентов и студентов в занятие научной работой?
- Главное - это сформировать интерес у молодых людей к научной работе, стремление к познанию нового. Мы многого уже достигли в этом направлении и при этом постоянно ищем и внедряем новые формы работы с молодежью.
Очень важное направление - поддержка лучших студентов, в том числе материальная. Для первокурсников, зачисленных в МЭСИ по результатам олимпиад из перечня Минобрнауки России, установлена дополнительная ректорская стипендия: 3000 рублей для победителей и 1500 рублей для призеров олимпиад. Победители и призеры олимпиад МЭСИ по обществознанию, русскому языку и информатике получают 50%-ную скидку на оплату обучения в случае поступления в МЭСИ на договорной основе.
Студентам, показавшим хорошие результаты в научной работе, выплачивается повышенная стипендия. Победители студенческих олимпиад награждаются сертификатами на приобретение литературы, а также на прохождение стажировок в вузах-партнерах.
Мы стремимся предпринимать максимум усилий, для того чтобы выявить и развить у школьников и студентов творческие способности и интерес к научно-исследовательской деятельности, ведь именно молодым талантливым людям, ученым предстоит обеспечить динамичное развитие нашей страны в будущем.