Новые требования к результатам
Введение нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования связано с кардинальным изменением требований к его результатам: теперь выпускники должны не только обладать набором знаний и умений, но обязательно быть готовыми к выполнению основных видов профессиональной деятельности, для этого у студентов должен быть сформирован комплекс профессиональных и общих компетенций (подробнее см. в «Учительской газете» №9 от 28 февраля 2012 г.). Следует заметить, что с середины ХХ века в бизнесе термин компетенция стали использовать не просто для констатации способности работников решать задачи в различных областях деятельности, но и чтобы подчеркнуть превосходное выполнение работ и высокую мотивацию. Выяснилось, что успешные и эффективные исполнители отличаются от менее успешных не только и не столько объемом знаний, сколько эффективной саморегуляцией, самосознанием и развитыми социальными навыками. Таким образом, компетентностный подход позволит подготовить выпускников к эффективному и быстрому включению в профессиональную деятельность.
При любом преобразовании искушение найти в новом нечто общее с традиционно сложившейся практикой и подменить инновации имитацией достаточно велико, а если процесс сопряжен с преодолением трудностей, этот риск многократно возрастает. Хотя НПО и СПО всегда отличались высокой практико-ориентированностью, традиционный примат знаний в отечественном образовании все же накладывает свой отпечаток.

Экзамен (квалификационный)
Напомним, что в составе основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) НПО и СПО появилась принципиально новая субъединица - профессиональный модуль, который представляет собой часть программы, предусматривающую подготовку обучающихся к осуществлению определенного вида профессиональной деятельности (подробнее см. в «Учительской газете» №13 от 27 марта 2012 г.). Завершает освоение программы профессионального модуля особая форма промежуточной аттестации - экзамен (квалификационный). И по названию, и по сути этот экзамен более всего схож с квалификационным экзаменом, который проводится работодателями или уполномоченными организациями для установления фактического уровня квалификации работников.
Чтобы добиться максимальной объективности, желательно организовать экзамен (квалификационный) как процедуру внешнего оценивания с участием представителей работодателя как носителей профессионального контекста. В перспективе, возможно, удастся совместить этот экзамен с процедурой добровольной сертификации квалификаций.
Итог проверки готовности студента - однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».
Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: и теоретической части (МДК), и всех предусмотренных практик. По выбору образовательного учреждения возможно проведение промежуточной аттестации по отдельным элементам программы профессионального модуля. В этом случае рекомендуемая форма аттестации по учебной и/или производственной практике - зачет или дифференцированный зачет (с выставлением балльной оценки), а по МДК - дифференцированный зачет или экзамен. Задачи текущего и рубежного контроля по профессиональному модулю (аттестация по МДК и практикам) - оценивание элементов компетенций (знаний и умений), возможно, отдельных компетенций, с последующим агрегированием оценок. Результаты промежуточного и итогового контроля по модулю едины, но нетождественны. Контроль освоения МДК и прохождения практики направлен на оценку результатов обучения. Субъектом оценочной деятельности здесь выступает образовательное учреждение. Контроль освоения модуля в целом направлен на оценку овладения квалификацией. Субъектом оценочной деятельности является работодатель. Разная направленность и разные субъекты контроля предполагают разный инструментарий проверки.
Что и как оценивать?
Оценочная деятельность связана с выполнением двух функций:
1) регистрация достижений обучающихся и сравнение фактических результатов с принятым эталоном;
2) мотивация обучающихся к дальнейшей учебной деятельности.
Для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности учителя крайне важно четкое разграничение понятий «оценка» (процесс, осуществляемая деятельность (или действие) оценивания, или результат этой деятельности) и «отметка» (числовое выражение степени совпадения реальных достижений с идеальным образцом). Процедура отметочного оценивания, например вычисление соотношения количества решенных и нерешенных задач, определение процента выполненных заданий, подсчет количества ошибок и т. д., довольно формальна и легко поддается стандартизации. Этот способ рекомендуется для дисциплин, МДК и частично практик, при этом балльная оценка является показателем уровня достижений каждого студента. Эталон для сравнения - требования образовательного стандарта в части «знать и уметь». При оценивании сформированности компетенций и готовности к профессиональной деятельности количественное оценивание невозможно, поэтому предусмотрено качественное оценивание в бинарной логике «да» или «нет».
Объектами оценки на экзамене (квалификационном) могут служить продукт деятельности, процесс деятельности, продукт и процесс одновременно.
Продукт деятельности оценивается, когда:
    не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии);
    сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или процесс занимает длительное время). В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).
Продукт деятельности может представляться в готовом виде или создаваться «здесь и сейчас». Последнее обеспечивает самостоятельность создания продукта, но это невозможно, если его создание требует длительного времени.
Процесс оценивается, когда:
    необходимо проверить и оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил техники безопасности и т. д.;
    значим временной фактор (необходим хронометраж);
    продукт (результаты) выполнения трудовых функций имеют отсроченный характер и/или оцениваются сложнее, чем процесс.

Формы заданий для экзамена по профмодулю
«Проект»
Изготовление продукта (реального или модели). Проект может разрабатываться как непосредственно на экзамене, так и до экзамена. В последнем случае экзамен может представлять собой оценку качества продукта (проекта) и/или оценку защиты проекта, включая ответы на вопросы.

«Исследование» (диагностика)
Выявление проблемы, закономерности, тренда.
Исследование может проводиться как непосредственно на экзамене, так и до экзамена. В последнем случае экзамен может представлять собой оценку отчета и выводов исследования и/или оценку защиты исследования, включая ответы на вопросы.

«Ситуация»
Формирование предложений для разрешения проблемной ситуации, сложившейся в профессиональной деятельности.
Может выполняться как письменно, так и устно. Возможно сочетание, предполагающее собеседование по разработанному решению.

«Роль»
Демонстрация профессиональной деятельности в роли специалиста.
Может использоваться видеозапись, сделанная до экзамена, в том числе в реальных условиях профессиональной деятельности.

«Конструктор»
Сборка (разборка) целого из отдельных элементов. Возможны задания с избыточным / недостаточным набором элементов или задание на изменение системы путем замены части элементов или их взаиморасположения, взаимосвязи.

Выходное задание
Разработайте задание для проверки сформированности компетенций или готовности к профессиональной деятельности.

Примеры заданий присылайте в Центр профессионального образования по адресу regprofedu@firo.ru

​Ольга БАТРОВА, ведущий научный сотрудник, Елена ЗАЧЕСОВА, старший научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования