Перед занятием студенты получают задание изучить значительный объем материалов. Применение этого метода приучает ребят вдумчиво воспринимать и оценивать прочитанное, мыслить логически. В дискуссии обычно участвуют все присутствующие, что гарантирует их подготовку к занятиям.
Конечно, используя методику активного обучения, приходится много времени тратить на подготовку к занятиям. Необходимо создать различные задания, дидактические материалы. Но велика и отдача.

Тема раздела: Статистический приемочный контроль

Цели занятия
Образовательная: сформировать основные понятия о назначении контрольных карт, углубить знания учащихся об условиях эффективного применения контрольных карт, научить учащихся подразделять контрольные карты на основные виды, закрепить практические навыки построения контрольных карт для количественных показателей.
Воспитывающая: формировать научное мировоззрение, воспитывать профессиональную мораль и этику в деятельности молодых техников по стандартизации.
Развивающая: развивать аналитико-синтетические процессы, учить студентов воспроизводить новое содержание, самостоятельно делать выводы, применять новые знания на практике.

Межпредметные связи:
- дисциплина «Управление качеством»;
- дисциплина «Стандартизация».

Внутрипредметные связи:
- тема «Классификация и характеристика методов статистического регулирования технологических процессов»;
- тема «Построение и анализ контрольных карт».

Дидактическое оснащение занятия:
- комплект наглядных пособий по теме занятия;
- тесты по проверке домашнего задания;
- комплект карточек для проведения деловой игры «Статистическое домино»;
- критерии оценки (оценочный лист) студентов на уроке;
- ГОСТ 16.305, СТП 32-06 Статистическое управление процессами. Контрольные карты;
- компьютерное программное обеспечение «Статистика версия 6».
Оборудование: компьютер.

Ход занятия
1. Организационная часть  (5 мин.): проверка готовности аудитории к занятию; проверка готовности студентов к занятию; проверка посещаемости.

2. Сообщение темы и плана, постановка цели (5 мин.).
Преподаватель: Тема, изучению которой посвящено сегодняшнее занятие, может быть сформулирована следующим образом: «Контрольные карты для количественных данных». Она логически продолжает изучение статистического управления процессами при помощи контрольных карт и является одним из существенных вопросов теории статистического управления. Контрольные карты используют для оценки того, находится или не находится производственный процесс в статистически управляемом (стабильном) состоянии, путем сравнения значений отдельных статистических данных из серии выборок или подгрупп с вычисленными или заданными контрольными границами. Цель ведения контрольных карт - обнаружить неестественные изменения в данных, получаемых в ходе процесса, и дать критерии для обнаружения отсутствия статистической управляемости.

3. Актуализация опорных знаний студентов (10 мин.):
- связь темы занятия с пройденным материалом (темы «Статистический анализ точности и стабильности процессов», «Оценка качества. Индексы пригодности процесса», «Основные понятия и термины в области технологических процессов»);
- индивидуальный опрос студентов по вопросам домашнего задания, выполнение тестовых заданий (приложение А);
- фронтальный опрос («Интеллектуальная разминка»).

4. Начальная мотивация учебной деятельности (5 мин.): связь темы занятия с организацией и проведением технического контроля качества на стадиях производства и реализации продукции.

5. Изучение и освоение нового материала (30 мин.):
- изложение нового материала при использовании комплекта наглядных пособий по теме занятия; ГОСТ 16.305, СТП 32-06. Статистическое управление процессами. Контрольные карты, компьютер для демонстрации построения контрольных карт;
- используется частично-поисковое, или эвристическое, построение занятия, при котором планируются этапы решения проблемы, студенты включаются в поисковую деятельность, стимулируется поиск путей и способов решения проблемы. Проблемно-исследовательское изложение материала ориентирует студентов на самостоятельное изучение отдельных вопросов. Такой уровень самостоятельности возникает после цикла лекций, непосредственно связанных с последующими практическими занятиями (приложение Б).

6. Закрепление нового материала (10 мин.):
- закрепление основных понятий во время деловой игры «Статистическое домино».  Студентам выдаются карточки двух видов: первый вид карточек - термины, а второй вид - понятия. Задача каждого студента - соединить термины с понятием (приложение Б);
- предлагаются ситуативная задача, контрольные карты с точками за контрольными границами, серии точек, приближение к контрольным границам.

7. Сообщение и систематизация изучаемого материала (10 мин.)
Подведение итогов проводится по оценочному листу (приложение В).
В ходе подведения итогов занятия следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов студентов. Выставляемая студенту оценка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по предмету, и потому должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, студенту-отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, решения ситуативной  задачи, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены. Студентам со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5» за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, помогая им оформить мысль. Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы студентов, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.
Только путем создания на занятии эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого студента к обучению.

8. Сообщение домашнего задания (5 мин.)
Цель опережающего домашнего задания - развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучения, эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, сущность - познавательное и целенаправленное выдвижение перед студентами познавательных задач, разрешая которые студенты активно усваивают знания. Студенты оказываются в условиях необходимости практического использования знаний и умений в новой, непривычной для них обстановке, перед необходимостью выбора правильного решения.
Домашнее задание дается на основе дифференциального подхода. Для студентов с репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагаются пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану. Домашнее задание повышенного уровня - решение задачи и анализ производственной ситуации (приложение Г);
Следует помнить, что каждый студент в силу особенностей личностного восприятия, используя собственную систему усвоения знаний, приобретенную или созданную им самим, осваивает учебный материал следующими путями:
- в хронологической последовательности;
- путем сравнения и обобщения (составление сравнительных таблиц);
- создавая собственные план и тезисы;
- создавая реферат или эссе как научную или эмоционально-образную форму восприятия материала.
Подобная организация работы студентов на занятии и дома позволяет решать целый ряд творческих дидактических задач:
- формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;
- формирование умения создавать учебные планы и работать на их основе;
- формирование навыков ответа по схеме от частного к общему;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- формирование навыков составления тезисов.

9. Заключительная часть урока (5 мин.):
- сдача оценочных листов;
- расстановка дидактического материала.

​Ольга МИЛЬЯШЕНКО, преподаватель специальных дисциплин Новокузнецкого филиала Томь-Усинского горноэнерготранспортного колледжа, Кемеровская область

Приложение А (обязательное)

Тест по дисциплине «Контроль качества и испытание продукции  (по отраслям)»

I вариант

1. Квалитет - это:
а) совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров;
б) совокупность предельных отклонений размеров; в) совокупность действительных отклонений, заносимых в учетную таблицу.
2. Свойство независимо изготовленных деталей, позволяющее устанавливать их при сборке или ремонте либо заменять без всякой подгонки или дополнительной обработки и обеспечивать при этом необходимую работоспособность:
а) сопряжение; б) взаимозаменяемость;
в) унификация.
3. Для построения диаграммы «рыбий скелет» используется следующий метод генерации причин:
а) пять «Почему?»; б) стандарты организации; в) сбор данных.
4. Измерение, при котором воспринимающее устройство средства измерений не имеет механического контакта с поверхностью измеряемого объекта:
а) косвенное; б) бесконтактное; в) механическое.
5. Свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени, выражающееся в вероятности безотказной работы, средней наработке до отказа, интенсивности отказов:
а) ремонтопригодность; б) надежность;
в) безотказность.
6. Контроль, выполняемый контролером произвольно без графика при систематическом обходе закрепленных за ним объектов:
а) летучий; б) кольцевой; в) статистический.
7. Х-R-карты - это контрольные карты:
а) для числа несоответствий;
б) средних значений и размахов;
в) индивидуальных значений и скользящих размахов.
8. Причинно-следственная диаграмма иначе называется:
а) диаграмма разброса; б) диаграмма Исикавы; в) диаграмма Парето.

II вариант

1. Алгебраическая разность между верхним и нижним предельными отклонениями:
а) посадка; б) квалитет; в) допуск.
2. Объединение, приведение чего-либо к единообразию, к единой форме или системе:
а) унификация; б) взаимозаменяемость; в) стандартизация.
3. Разность действительных размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала:
а) натяг; б) посадка; в) зазор.
4. Контроль размеров деталей, выполняемый непосредственно во время их обработки на станках, с одновременным воздействием на процесс обработки:
а) лабораторный; б) активный;
в) пассивный.
5. Вариантом органолептического контроля является:
а) визуальный контроль; б) технический осмотр; в) контроль по образцу.
6. К механическим дефектам металлопродукции относятся:
а) раковины и пузыри; б) перетрав и матоватость; в) морщины и складки.
7. Контрольные карты средних значений и размахов:
а) Х-МR-карты; б) Х-R-карты;
в) Х-S-карты.
8. Измерение, при котором значение измеряемой величины определяют непосредственно по результату измерения:
а) прямое; б) совместное; в) косвенное.

Приложение Б (обязательное)

Эталон ответа по деловой игре «Статистическое домино»

Метод сравнения средних значений параметров с номинальными используется в тех случаях, когда необходимо установить соответствие изготовляемого изделия эталону, и в других случаях при сравнении значений одноименных показателей качества у нескольких групп изделий.
Дисперсия характеризует изменчивость показателей качества, их рассеивание в зависимости от способа обработки или других факторов.
Коэффициент корреляции используется при оценке степени зависимости показателей качества от других показателей.
К регрессионному анализу прибегают в случаях оценки показателя качества по результатам наблюдений за другими показателями.
Статистический анализ точности и стабильности технологического процесса - это установление статистическими методами значений показателей точности и стабильности технологического процесса и определение закономерностей его протекания во времени.
Статистическое регулирование технологического процесса - это корректирование значений параметров технологического процесса по результатам выборочного контроля контролируемых параметров, осуществляемое для технологического обеспечения требуемого уровня качества продукции.
Статистический приемочный контроль качества продукции - это контроль, основанный на применении методов математической статистики для проверки соответствия качества продукции установленным требованиям и принятия продукции.
Статистический метод оценки качества продукции - это метод, при котором значения качества показателей качества продукции определяют, используя правила математической статистики.
Контрольная карта - карта с верхней и нижней контрольными границами, на которую наносят значения некоторой статистической характеристики для последовательных выборок или подгрупп во времени или по номерам выборок.
Контрольная карта средних арифметических ( Х-карта) - контрольная карта,          предназначенная для оценки различий подгрупп на основе средних в подгруппах.
Контрольная  карта индивидуальных значений (Х-карта) -  контрольная карта для оценки уровня процесса по индивидуальным наблюдениям в выборке.
Контрольная карта размахов (R-карта) - контрольная карта для оценки изменчивости процесса по размахам в подгруппах.
Контрольная карта стандартных отклонений (s-карта) - контрольная карта для оценки изменчивости процесса по выборочным стандартным отклонениям в подгруппах.
Контрольная карта скользящих размахов (MR-карта) - контрольная карта для оценки изменчивости процесса по размаху последних n-наблюдений, в которых новое наблюдение заменяет старейшее из n+1 последних наблюдений.
Контрольная карта числа несоответствующих единиц (pn-карта) - контрольная карта для оценки процесса по общему числу единиц в выборке, в которых возникло несоответствие по данной группе несоответствий.
Контрольная карта долей  (p-карта) - контрольная карта для оценки процесса по долям единиц, в  которых возникло несоответствие по данной группе несоответствий, от общего числа единиц в выборках.
Контрольная карта числа несоответствий (c-карта) -  контрольная карта, предназначенная для оценки процесса подсчетом числа несоответствий на основе выборки.
Контрольная карта числа несоответствий на единицу (u-карта) - контрольная карта, предназначенная для оценки процесса подсчетом среднего числа несоответствий на единицу по данной группе несоответствий на основе выборки.