«Сегодня трудно работать не только потому, что у нас есть объективные трудности. Но и потому, что нам все время навязывают бессмысленные бюрократические идеи, так называемые новации, которые только тормозят настоящую работу, а на пользу делу не идут» (В.Е. Фортов, академик РАН). 

Аттестация на высшую квалификационную категорию в Саратовской области проходит по результатам экспертизы уровня профессиональной компетентности по материалам портфолио для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, и вариативной части, которая включает в себя мастер-класс, представление авторского продукта (педагогическая концепция, педагогический проект, авторская учебная программа, методическая разработка, пособие, опытно-экспериментальная разработка) или творческий отчет (отчетный концерт, представление протокола и видеоматериалов итогового государственного экзамена, итоговый просмотр (выставка) работ учащихся, предоставление протокола итогового просмотра (выставки) работ учащихся с анализом педагогической деятельности руководителя группы). Я остановлюсь только на составлении материалов портфолио.
Портфолио сдается в государственное казенное учреждение Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования». В течение 2011-2012 учебного года критерии портфолио менялись дважды. Учитель готовил портфолио к аттестации по критериям, размещенным на сайте Саратовского ИПКРО, а перед сдачей узнавал, что критерии изменились, и приходилось все переделывать. В январе ряд критериев по ИКТ убрали, а в некоторых изменили разбалловку. Изменения были небольшие, но для некоторых учителей все менялось в корне. Были случаи, когда учитель сдавал портфолио по старым критериям, а экспертное заключение получал по новым.
Чтобы учителю физической культуры претендовать на высшую квалификационную категорию, по результатам портфолио следует набрать 39 баллов. Максимум - 49 баллов. Чтобы набрать максимум баллов в таких критериях, как профессиональная экспертная деятельность, публикации, участие в опытно-экспериментальной деятельности, участие в исследовательской деятельности, результативность участия команды в спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания», достижения обучающихся в олимпиадах, фестивалях,  конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях, проводимых вузами и другими организациями, а также в спортивных состязаниях, надо иметь только победы на всероссийском уровне. Учитель может иметь такие победы в одном-двух критериях. Во всех вышеуказанных критериях иметь такие показатели - фантастика. Следовательно, набрать 39 баллов практически невозможно.
Одним из критериев является участие в соревнованиях. За пять предшествующих аттестации лет учитель должен участвовать не менее чем в пятидесяти соревнованиях. Каждое участие должно подтверждаться приказом по школе. Учитель должен в течение пяти лет перед аттестацией сохранять все копии приказов, чтобы совпадали номера и даты с оригиналами. Чем не бюрократия?
Одним из критериев является доля выпускников 9-го класса, подтвердивших годовые отметки по результатам ГИА по предмету у данного педагога (2008-2009 учебный год). Эта процедура по предмету «Физическая культура» была единожды в виде эксперимента, и участвовало в ней небольшое количество школ. Портфолио собирается за пять лет. Значит, получить баллы по этому критерию у многих учителей нет возможности.
Почему-то особое место занимают Президентские состязания, хотя есть много других интересных соревнований. Однако в Президентских состязаниях подсчитывается сумма баллов за участие и победы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. В других соревнованиях только за одни соревнования начисляется соответствующий балл. Для чего так сделано, непонятно. Из ста школ города Саратова лишь одна попадает на областные соревнования. Вот и считайте. По объективным причинам учитель недополучает баллов.
Портфолио также должно содержать справки и приказы школы по использованию педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, использованию ИКТ в образовательном процессе, использованию в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне, организации педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся и т. д.
Баллы за эти критерии дает эксперт на свое усмотрение: либо полное соответствие - 2 балла, либо неполное соответствие -
1 балл. Были случаи, когда эксперт учителю физкультуры за использование здоровьесберегающих технологий давал несоответствие. Но основная задача физкультуры в школе  и есть здоровьесбережение. Получается, что уроки физкультуры учитель не проводит?
Субъективное мнение эксперта на присвоение баллов за использование образовательных технологий - чем не почва для коррупции или способ остановить неугодного? Критериев для определения результативности использования образовательных  технологий не предложено. При подготовке справок  каждая школа сама разрабатывает критерии оценивания, а эксперт  решает, зачесть или нет.
В Саратовской области начиная с 2008 года «заигрались» с аттестацией, придумывая и усложняя ее с каждым годом.
Еще в 2008 году саратовская газета «Время» писала: «Пресловутые региональные требования к аттестационному портфолио в саратовской учительской среде уже прозвали «аттестацией в особо извращенной форме». Педагоги утверждают, что подобных требований больше нет ни в одном регионе. Например, учителя из Москвы о таких разночтениях в требованиях к портфолио в столице даже не слышали. Реальное положение дел подтверждает, что все было организовано таким образом, чтобы как можно меньшее число саратовских учителей получили высшую квалификационную категорию».
Аттестация в первую очередь государственная услуга по определению соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а не конкурс на лучшего учителя. Есть объективные показатели - получи баллы. Эксперт должен выполнять компетентную проверку документов, а не исполнять роль судьи.
Интересна процедура обжалования экспертного заключения. Согласно п. 3.3 Положения о формах и процедурах проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Саратовской области, утвержденного приказом Министерства образования Саратовской области от 02.06.2011 г. №1677, решение экспертной группы может быть обжаловано в аттестационной комиссии не позднее даты вынесения решения аттестационной комиссией. Кому подавать жалобу, нигде не прописано, и никто этого не знает. Да это в принципе и не нужно. Чиновники знают, что таких случаев не будет. Все конфликтные ситуации решаются до даты вынесения решения аттестационной комиссией полюбовно. У чиновников есть рычаги, с помощью которых можно остановить особо умничающих учителей. К примеру, можно направить экспертов в школу перепроверить все документы из портфолио, поставив на уши школу и оторвав администрацию от основной работы.
Учителю можно жаловаться в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Все-таки живем в правовом государстве, у учителей осталось пока право жаловаться.
«Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации», - подчеркивали в Минобрнауки РФ.
Почему-то не слышно голоса общественных организаций: педагогического общества, профсоюзных организаций и других. Всех, наверное, устраивает нынешнее положение дел с аттестацией в Саратовской области. Перед введением новых требований к аттестации можно было бы провести круглые столы педагогов, обсудить критерии, провести анкетирование среди учителей и т. д. Нынешняя форма аттестации, может, и неплохая, но нуждается в серьезной доработке.

​Андрей БЕЛКИН, учитель физической культуры средней общеобразовательной школы №21, почетный работник общего образования РФ, Саратов