- Подобное исследование проводится уже в третий раз, - заметил в своем выступлении на образовательном семинаре в Высшей школе экономики главный редактор «УГ» Петр Положевец. - Примечательно, что если в 1971 году в нем участвовали только 9 стран, в 1999 году - 28, то в 2009 году уже 38 государств. В исследовании приняли участие 140 тысяч школьников, 62 тысячи учителей из 5300 школ. Мы буквально успели прыгнуть на подножку уходящего поезда, в последний момент присоединились к проекту. Пришлось столкнуться с многими трудностями, однако результаты работы, думаю, того стоят.  

Что определяло ICCS?
Исследование рассматривало шесть основных вопросов - различия в уровне граждановедческих знаний, изменились ли они с 1999 года, интерес ребят к участию в общественной и политической жизни, восприятие угроз для гражданского общества, а также то, как влияют на уровень овладения граждановедческими знаниями социальный статус семей и профессиональный уровень родителей школьников. Исследование также определяло гендерные различия. Так, оказалось, что среднее значение граждановедческих знаний у девочек выше, чем у мальчиков в среднем по странам и в подавляющем большинстве государств. У девочек это 511 баллов, а у мальчиков лишь 489. Любопытно, что средние значения для слабого пола были значительно выше в 31 стране. И лишь в Бельгии, Колумбии, Гватемале, Лихтенштейне и Швейцарии разница в средних уровнях достижений девочек и мальчиков незначительна.
Все вопросы были сгруппированы в семь кластеров, шесть кластеров содержали 10-11 вопросов, в том числе и один открытый, седьмой кластер включал вопросы CIVED, исследования 1999 года. Каждый учащийся заполнял один буклет, в который входило три кластера. Было семь различных буклетов, причем каждый кластер появлялся в трех разных буклетах - один раз в каждой из первой, второй и третьей позиции.
- Наши ребята находятся где-то посредине, на 16-й позиции среди 38 стран мира, причем по некоторым показателям еще ближе к началу, однако в десятку лучших стран мы, к сожалению, не попали, - отметил Петр Положевец. - Лучшие работы у Финляндии, Дании, Кореи и Тайваня. Финляндия и Дания разделили первое место. У них средний балл 576. В то время как у самых слабых стран - Доминиканской Республики, Гватемалы, Парагвая - около 380. Средние значения для Австрии, Литвы, Испании и России почти не отличались - около 500 пунктов шкалы. Примечательно, что по сравнению с 1999 годом лишь одна Словения реально улучшила свои показатели, в семи странах они остались на том же уровне, в семи других снизились, так, Болгария опустилась на 11 пунктов.
Уровни подготовленности
В исследовании были определены уровни достижений ребят в области граждановедческих знаний. Те, у кого выявили уровень ниже первого, не справлялись со школьной программой. В России таких оказалось 10 процентов (в среднем по ICCS - 16 процентов). Школьники, находящиеся на первом уровне, в целом знакомы с такими принципами демократии, как равенство, социальное единство и свобода (в РФ - 29 процентов, в среднем по ICCS - 26 процентов). На втором уровне ребята демонстрируют глубокое понимание концепции представительной демократии как политической системы, могут указать на экономические риски глобализации, на главную роль конституции и т. п. (В РФ - 36 процентов, в среднем по ICCS - 31 процент.) И наконец, на третьем уровне находятся те, кто способен находить связи между социально-политическими и организационными процессами и их воздействием на жизнь, дать оценку политическим событиям с точки зрения соблюдения принципов равенства и т. п. (В РФ - 26 процентов, в среднем по ICCS - 28 процентов.) Примечательно, что в четырех странах с наилучшими показателями более половины ребят находились на третьем уровне, в четырех с наихудшими результатами - более 70 процентов школьников - на первом уровне или ниже. Оказалось, что граждановедческие знания сильно зависят от профессионального статуса родителей во всех странах. Между школьниками с родителями, обладающими высоким профессиональным статусом (23 процента), и ребятами, у которых папы и мамы имеют низкий статус (36 процентов), существует разница в 72 пункта шкалы.

Проблемы и решения
- ICCS выявило целый ряд проблем, - отметил в своем докладе Петр Григорьевич. - Так, теоретические знания наших ребят преобладают над практическими, у них вызывают затруднения вопросы прикладной экономики, они недостаточно знают международную символику, оставляет желать лучшего уровень знаний в политико-правовой области, ребятам не хватает концентрации внимания для выполнения нескольких заданий по одному тексту. К сожалению, наши восьмиклассники показали слабое владение письменной речью. 10 процентов из них пропускали открытые ответы, а еще 40 процентов школьников ограничивались односложными фразами, не раскрывая сути проблемы. Однако есть и положительные моменты: наши дети очень активны по жизни, они выбирают несколько видов деятельности, участвуют в художественной самодеятельности, молодежных организациях, в экологическом движении, в помощи людям. Правда, есть проблемы с участием в дебатах и в принятии решений, влияющих на жизнь школы. Исследование выявило и ожидания ребят, оказалось, что, повзрослев, они собираются активно участвовать в общественной жизни, принимать участие в национальных выборах.
 Исследование проводилось в 2009 году, сейчас эти ребята выпускники. Для них уже прозвенел Последний звонок. Очень важно, чтобы эта активность не затухла и не растерялась со временем.
- Результаты исследования показали, что за 10 последних лет произошло существенное улучшение ситуации в граждановедческом образовании, в первую очередь за счет проектной деятельности и дискуссий. В то же время стало понятно, что многое нужно менять, прежде всего стандарты, учебники и, разумеется, подготовку наших учителей, - подчеркнул главный редактор «УГ».
Содокладчиком Петра Положевца на образовательном семинаре был доктор педагогических наук, доцент АПК и ППРО Андрей Иоффе, отметивший, что «нам особенно важно сегодня быть аккуратными с понятиями, которые употребляются на уроках истории и обществознания. Мы часто говорим «татаро-монгольское иго», «злой татарин», хотя иго было ордынское, еще один термин - «чеченская война», вызывающий негодование у чеченцев. Мы должны понимать, что живем в едином государстве, мы граждане одной страны.
К сожалению, у нас до сих пор нет единой политики в области гражданского образования, в результате стандарты не соответствуют примерным программам и учебникам, которые сегодня существуют, а все это, вместе взятое, не коррелируется с ЕГЭ по обществознанию. Вызывает тревогу и тот факт, что я не встретил ни одного учебника по обществознанию, где в заглавии параграфа встречалось бы слово «толерантность». С трудом мне удалось ввести в содержание учебников такое понятие, как «достоинство».
...Доклад Петра Положевца вызвал большой интерес у присутствовавших на образовательном семинаре. Его ведущий, вице-президент РАО Виктор Болотов, в завершение заметил:
- Нам всем сделан щедрый подарок. В исследовании есть и очевидные вещи, они не требуют доказательства, но есть и те, которые могут стать предметом для серьезных исследований. Я думаю, что выводы ICCS могут стать темой для диссертаций студентов Высшей школы экономики.

Только факты


В РФ учащиеся полностью или во многом доверяют:
    правительству - 88 процентов, средний показатель по исследованию - 62 процента;
    политическим партиям - 51 процент, средний показатель - 41 процент;
    школе - 84 процента, средний - 75 процентов;
    людям в обществе - 51 процент, средний - 58 процентов.

В среднем около 60 процентов школьников в странах ICCS выразили доверие государственной власти, политическим партиям, СМИ, школе.

Выборка по РФ:
- 45 регионов;
- 210 образовательных
учреждений;
- 4480 учащихся;
- 3380 учителей.

Мнения


Галина КОВАЛЕВА, координатор международных исследований в России, руководитель Центра оценки качества образования ИСМО РАО:
- Наша школа в целом ориентирована на передачу теоретических знаний, поэтому в ситуациях, где нужны практические умения и навыки, российские школьники проигрывают. Печально, что при переходе из начальной школы в основную наши ребята теряют самостоятельность мышления, креативность, ведь от природы наши дети очень одаренные, у них высокий потенциал. Так, если меняются формулировки задания, то, как правило, результат у школьников ухудшается на 20 процентов. Тревогу вызывает введение новых стандартов, а также то, что обществознание выходит из группы предметов, которые будут выбирать на ЕГЭ, это понизит его значимость.
Однако исследование показало и позитивные моменты. 84 процента наших ребят доверяют школе, это очень важно для учителей, это, по сути, главный результат их работы, значит, они не зря тратят свои силы и время.

Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования ВШЭ:
- Особая значимость этого исследования в том, что удалось вскрыть и предъявить социальные ожидания ребят как реальность. Несмотря на то что ситуация в стране по сравнению с 1999 годом сильно изменилась, исследование продемонстрировало устойчивость социальных институций. Если же говорить о наших недостатках и проблемах, то они в основном связаны с устаревшими образовательными технологиями.

P.S. Особую благодарность за помощь при проведении исследования Петр Положевец выразил Галине Ковалевой, Ярославу Кузьминову, Исаку Фрумину, Исааку Калине, Инне Биленкиной, Елене Низиенко, Ирине Димовой, Андрею Иоффе и Наталии Воскресенской.

P.P.S. Презентацию доклада главного редактора «УГ» Петра Положевца вы можете найти на сайте www.ug.ru