Комментарий психолога. Вы спрашиваете, почему так происходит? Наверное, учителя говорят о реальном положении дел и действительно переживают по этому поводу. Если вы сами пишете о своей невысокой зарплате, вы их понимаете. Однако вы, скорее всего, переживаете не только по поводу своих коллег. Представляется, что вы боитесь как бы «заразиться» от них негативным отношением к жизни, опасаетесь, что начнете думать только о ее неприятных сторонах.
Можно ли что-то изменить? Скажу лишь о том, чем может помочь психолог. Психологи говорят: если не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней.
Прислушайтесь к разговорам и присмотритесь, меняется ли самочувствие людей после таких бесед. Если вашим коллегам становится легче, значит, эти разговоры идут на пользу, то есть обладают психотерапевтическим эффектом. Иногда людям достаточно просто выговориться, рассказать о наболевшем, что называется, «выпустить пар». Если же после подобных обсуждений настроение снижается, учителя становятся раздражительнее, тревожнее и обстановка в коллективе усугубляется, значит, необходимо вмешательство.
Говорить «все будет хорошо» не стоит, эти слова, скорее всего, не впечатлят коллег. Если вы действительно хотите им помочь, доверьте эту работу специалистам (например, психологу, конфликтологу или авторитетному для ваших коллег здравомыслящему человеку). Поговорите с психологом вашей школы, чтобы организовать специальную дискуссию, выбрав для этого подходящее время, когда все будут не слишком усталыми, и место (лучше нейтральное, не раздражающее, но и не расслабляющее, а настраивающее на деловой лад). Постарайтесь, чтобы во время дискуссии не было телефонных звонков и других отвлекающих факторов.
Психолог может настроить коллектив так, чтобы все сообща работали против проблемы, не обвиняли тех, кто назначает заработную плату, а подумали, как можно улучшить ситуацию своими силами. Можно провести «мозговой штурм», в результате которого точно найдется решение. Например, в итоге коллектив может прийти к мнению, что некоторым педагогам не помешает пройти повышение квалификации, получить более высокую категорию, которая позволит поднять уровень заработной платы. Другим можно организовать дополнительное обучение детей, если на это есть разрешение властей. Главное, чтобы это были достаточно реальные предложения.

Зинаида Кирилловна, учитель русского языка и литературы, Ростовская область:
- В нашей школе есть дети богатых родителей. Они лучше, чем другие, одеты, их привозят на дорогих автомобилях. Однако они заносчивы, с пренебрежением относятся к сверстникам, у которых нет лишних денег, даже дружат по «денежному» признаку. Подозреваю, что такое отношение не только к ученикам, но и к учителям. Мы не можем перевести их в другие школы, так как они из нашего микрорайона. Научить их уважать ребят из семей с другим уровнем дохода тоже трудно, так как на них влияют родители, которые не общаются с «бедняками». Как с такими проблемами справляются учителя или психологи других школ?
Комментарий психолога. Прежде всего, чтобы дети в классе стали дружнее, вам необходимо найти точки соприкосновения не только между детьми, но и между их семьями.
Попробуйте провести для учеников и родителей совместную деловую игру, спортивное соревнование. Такие мероприятия показывают, что не все решают деньги. Сила, ловкость, знания (например, если это будет игра «Что? Где? Когда?») не покупаются за деньги. А ребятам из менее обеспеченных семей полезно будет убедиться, что чей-то очень богатый папа - совсем не обязательно плохой человек. У него также есть профессиональные способности, и он готов сражаться за честь класса. Этому же он может научить ребенка.
Со временем, если родители и дети научатся вас лучше слышать, постарайтесь направить разговор в такое русло, которое приведет их к выводу о необходимости адекватного отношения к деньгам.
Можно рассказать мамам и папам об итогах исследования зарубежного психолога А. Мэттьюз. Они убеждают в том, что кроме финансового благополучия родители должны сами иметь адекватное восприятие мира и правильно воспитывать у ребенка отношение к экономической ситуации. Иначе у всех детей в зрелом возрасте возникают серьезные проблемы на почве «денежного вопроса». Такие отклонения на почве денег, как патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, клептомания, навязчивое стремление делать покупки, уходят корнями в семейные проблемы. Родители выражают с помощью денег свои чувства по отношению к детям, поощряя их хорошие привычки и школьные успехи.
Ученые выявили ряд родительских напутствий, которые сознательно или бессознательно были поняты детьми и оказали влияние на их жизнь, часто искажая восприятие действительности, вызывая эмоциональные расстройства и неадекватное поведение в зрелом возрасте. Например: «Родители предупреждали меня, чтобы я никому не говорил, что у нас есть деньги, а то хлопот не оберешься»; «Мой отец всегда говорил, что мужчина не должен демонстрировать женщине, что у него есть деньги, иначе она найдет способ их выманить»; «Мои родители, не испытывая материальной нужды, тем не менее не позволяли мне потратить лишней копейки. Они говорили, что я должен помнить: в одно прекрасное утро мы можем проснуться нищими. И вот я ребенком лежал в постели, боясь закрыть глаза и проснуться наутро в нищете, голоде и холоде».
Любой родитель скажет: эти факты имеют место, но что с этим делать?
Ответьте: в семье с любым достатком необходимо объяснять, что деньги - это средство обмена, они нужны для обеспечения своих потребностей, но они далеко не самое главное в жизни. Если в какой-то момент в семье исчезнут деньги, останется любовь друзей и близких, привязанность, дружба, которые, как известно, не купишь.
Возможно, вам эти вещи покажутся очевидными и не требующими объяснений, вы скажете, что дети и родители и так должны все понимать. По статистике большинство людей уверены, что примерно все думают, как и они. Это далеко не так, ведь иначе все понимали бы друг друга с полуслова и ни у кого не возникало бы проблем в общении. К сожалению, «простые» истины тоже приходится объяснять.

Николай Борисович, учитель истории, Ставропольский край:
- В нашем районе поползли слухи, что часть педагогов будут увольнять. Неужели мы настолько бездарны и не нужны нашим властям? И это после стольких лет самоотверженной работы. И куда после этого идти? Мы привыкли работать в школе.
Комментарий психолога. Существует миф, что работу теряют только глупые и бездарные люди, а самые лучшие, умные, надежные, преданные организации и делу всегда остаются. Поэтому человек часто задает себе вопрос: «Если меня увольняют, значит, я ничего не стою?» Но все не так просто. Психологи не зря говорят: главное не столько сами трудности, сколько то, как мы с ними справляемся.
Потеря работы - это, безусловно, стресс. Во время вынужденного простаивания меняется стиль жизни человека, его ожидания, цели, ценностные ориентации, а также отношения с ближайшим окружением (семья, друзья, знакомые). Бывают угрызения совести, чувство вины («Я виноват в случившемся»), злость («У меня был плохой начальник, он не разглядел во мне классного специалиста»), в семье может дойти до развода («Я не в состоянии теперь кормить семью, лучше мне от них уйти»), учащаются жалобы на плохое здоровье («Все болит»), даже возникают мысли о самоубийстве («Если я никому не нужен, стоит ли жить?»). Это те симптомы, с которыми необходимо обращаться к профессиональному психологу.
Мы можем предложить общие психологические рекомендации.
Если с решением властей на своем уровне вы не можете или не хотите бороться, необходимо правильно подготовиться к предстоящему поиску работы. Думать не о том, каково вам будет, когда вы потеряете прежнее место, а о том, в какой области вам хотелось бы поработать. Это значительно облегчит ваше психологическое состояние. Возможно, осуществится ваша давняя мечта - работать именно в том месте, куда вы давно хотели перейти, однако по каким-то причинам откладывали решение на потом.
Первые несколько месяцев, если работы еще нет, у вас продолжится психологическая адаптация к сложившейся ситуации. У многих людей наступает даже радость от того, что не нужно ежедневно рано вставать, идти на работу, выполнять многочисленные профессиональные обязанности, нести это бремя. Человек начинает испытывать психологический комфорт и удовлетворенность жизнью, особенно если при этом он материально обеспечен (например, другие члены семьи работают и ему не нужно думать о хлебе насущном).
Если же период отсутствия работы длится 6-7 месяцев и финансовой поддержки нет, психологическое состояние может измениться в худшую сторону. Если человек все еще желает найти работу, а ее все нет, то дефицит активного общения, ощущение своей ненужности в обществе, невостребованности способствуют тому, что сил сопротивляться вынужденному простою становится все меньше и меньше.
Не стоит искать работу сразу после увольнения. Вначале нужно справиться с депрессией и снизившимся уровнем самоуважения, так как в противном случае на собеседовании при приеме на новую работу вы не будете держаться спокойно и уверенно. У вас останутся негативные чувства, порожденные увольнением, а новый работодатель, особенно если он не знал вас раньше, вряд ли захочет видеть на работе хмурого, неприветливого или неуверенного в себе сотрудника.
Результаты психологических исследований безработных показали: быстрее найдет работу тот, кто более настойчив, настроен позитивно и имеет более высокий образовательный уровень. Поэтому мы уверены: с хорошим образованием вы всегда найдете, в какой организации себя проявить.

Ведущая рубрики - Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук