В заседании приняли участие председатель Комитета Московской областной Думы по вопросам образования и культуры Лариса Лазутина, министр образования правительства Московской области Лидия Антонова, заместитель председателя Комитета Московской областной Думы по вопросам образования и культуры Марина Захарова, член данного комитета, депутат Мособлдумы Алексей Мазуров, начальник Управления по образованию администрации городского округа Балашиха Татьяна Кондаурова, проректор по научной работе педагогической академии последипломного образования Елена Чернобай, руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления Министерства образования Московской области Вероника Запалацкая, директор лицея Дмитрий Белоусов, почетный гражданин городского округа Балашиха, более 30 лет возглавлявшая лицей, Галина Патяко, преподаватели, заинтересованные в применении интерактивных технологий.
Лицей, в котором проходило расширенное заседание думского комитета, с 1993 года и до настоящего времени является профильной школой МГТУ имени Н.Э.Баумана. В 2004 году учебное заведение стало победителем конкурса «Лучшие школы Подмосковья-2004» в номинации «Возрождение лицейских традиций». В 2006 году - победителем конкурса школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2011 году, победив в областном конкурсе, лицей вошел в десятку лучших инновационных школ Московской области. А с 2011 года он служит региональной инновационной площадкой в системе образования Подмосковья по направлению «Распространение лучших образовательных практик».
Как отметили участники расширенного заседания, исполняя поручение Председателя Правительства РФ от 4 апреля 2011 года, Московская область в прошлом году приняла участие в реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования.
Главным результатом реализации комплекса мер стало повышение заработной платы учителей Подмосковья. Так, средняя заработная плата учителей в IV квартале 2011 года составила 27744 рубля. Для достижения такого результата из бюджета Московской области выделены дополнительные ассигнования в размере
1 млрд 45 млн 97 тыс. рублей, в том числе учителям - 709 млн 284 тыс. рублей.
В 2011 году проведены мероприятия по модернизации инфраструктуры общеобразовательных учреждений. За счет средств федерального бюджета, а это более 620 млн рублей, проведена модернизация учебной базы начальной ступени общего образования с целью создания условий введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Закуплены 911 комплектов современного учебно-лабораторного оборудования для 942 первых классов 390 школ, перешедших с
1 сентября 2011 года на ФГОС начального общего образования. 973 учителя первых классов общеобразовательных учреждений, в которые приобретено учебно-лабораторное оборудование, обучены работе на нем.
Также в Подмосковье созданы условия для реализации модели дистанционного обучения обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности: для шести базовых учреждений и восьми филиалов приобретено оборудование и программное обеспечение, пополнены фонды электронных образовательных ресурсов, проведено повышение квалификации руководителей и учителей общеобразовательных учреждений. Приобретено 208 единиц компьютерного оборудования для введения дистанционного обучения обучающихся.
За счет средств бюджета Московской области, а это более 524 млн рублей, 73 инновационным школам - победителям областного конкурса муниципальных общеобразовательных учреждений в регионе, разрабатывающим и внедряющим инновационные образовательные программы, почти на 70 млн рублей приобретено инновационное оборудование, которое позволяет проводить занятия, создавать и демонстрировать цифровые многомерные (3D) образовательные ресурсы, вести проектную деятельность. С учетом специфики разрабатываемых и внедряемых инновационных образовательных программ образовательным учреждениям Подмосковья было поставлено 2746 единиц оборудования.
Участники расширенного заседания побывали на уроках в двух первых классах и увидели мастер-классы педагогов лицея, которые проходили с применением инновационного учебно-лабораторного оборудования (в том числе нетбуков), поставляемого в школы Московской области для реализации программ в рамках модернизации образования. Также они побывали в кабинетах физики, информатики, географии, математики, оборудованных комплектами инновационного оборудования, и посетили школьный музей Д.М.Карбышева.
Как отметил директор лицея Дмитрий Белоусов, одним из главных эффектов реализации проекта модернизации образования в лицее стало результативное выступление учащихся в научно-практических конференциях различного уровня - от муниципального и до международного, успешное поступление лицеистов в высшие учебные заведения (в 2011 году в вузы поступили 100 процентов выпускников, из них 98 процентов - на бюджетные места). В 2011 году лицей вошел в рейтинг 50 лучших общеобразовательных учреждений Московской области, набравших наибольший средний рейтинговый балл по результатам ЕГЭ по русскому языку, математике и биологии.
Подводя итоги расширенного заседания Комитета Московской областной Думы по вопросам образования и культуры, его председатель Лариса Лазутина сказала журналистам, что у депутатов подмосковного парламента давно установились хорошие связи с Министерством образования Московской области, поэтому такие выездные мероприятия можно считать традиционными. Именно во время выездных заседаний комитета выявляются болевые точки, проблемы в той или иной сфере, которые потом решают органы законодательной и исполнительной власти. А вопрос, рассмотренный на заседании, очень важен. Обучать детей нужно по-новому, поэтому модернизация должна прийти во все школы, а не только в передовые, как этот лицей.
Также Лариса Лазутина отметила, что некоторые проблемы модернизации системы общего образования были обсуждены и в ходе данного выездного заседания. Его участники отмечали, что не хватает новейшего оборудования в высших учебных заведениях, которые готовят педагогические кадры. В этом плане передовые школы опережают педагогические вузы. В итоге выпускник высшего учебного заведения порой приходит работать в школу, где ученики оказываются более знающими в области IT-технологий. Поэтому необходимо искать способы закупки оборудования и для вузов. Еще одна проблема связана с переподготовкой учителей. Мел и указка не должны оставаться главными атрибутами в работе преподавателей даже в сельских школах, не говоря уже о городских учебных заведениях. Все эти вопросы будут решаться и депутатами, и представителями исполнительной власти.