- Виктор Владимирович, почему в Московской области такое огромное внимание уделяется профилактике детского дорожно-транспортного травматизма?
- Потому что это дети. Подчеркну, жалко всех жертв дорожно-транспортных происшествий, но что касается детей... Они же самые беззащитные, и уберечь их от беды - долг и обязанность любого взрослого человека.
Понимаю, это эмоции. Но здесь, если хотите, инстинкт самосохранения включается. Вместе с тем показатель детского дорожно-транспортного травматизма по отношению к общему числу пострадавших в ДТП в настоящее время составляет 6 процентов. Но проценты - это для специалистов. Хотя они и свидетельствуют, что работаем мы не напрасно.
В прошлом году на дорогах Подмосковья погибли 24 ребенка и подростка в возрасте до 16 лет, более 820 получили травмы различной степени тяжести. Да, это заметно меньше, чем в предыдущем году: в 2010 г. на территории нашего региона погибли 44 и ранены 916 малолетних участников дорожного движения
Хорошо? Разумеется... Но попробуйте утешить данными статистическими выкладками мать или отца погибшего или искалеченного ребенка... Хотя (и здесь я, оставив эмоции, говорю как профессионал) очень часто в беде с ребенком виновны его родители и иные самые близкие ему люди.
- Речь идет о детских автокреслах?
- И о них тоже. Потому как более 50 процентов пострадавших в ДТП детей были пассажирами транспортных средств, которыми управляли в своем подавляющем большинстве их родители. И опять же большинство пострадавших малолетних пассажиров перевозилось с нарушением требований Правил дорожного движения. Наказание за это КоАП РФ предусматривает наложением штрафа в размере 500 рублей. Но практика показывает, что на очень и очень многих родителей такая «угроза» не действует. Мое личное мнение - штраф за данное нарушение необходимо резко, как говорится, в разы, увеличить. Типичная ситуация: водитель, остановленный инспектором ДПС за нарушение правил перевозки детей, жалуется, что у него нет денег для приобретения детского удерживающего устройства. Но позвольте, на какие такие средства он заправляет автомобиль, осуществляет его техническое обслуживание?
В общем, рублем надо бить, а не щекотать. Может, тогда до иных родителей дойдет, как следует перевозить детей. Хотя, конечно, наложенный штраф, какой бы он крупный ни был, далеко не самое страшное наказание.
Еще один злободневный вопрос - поведение взрослых при пересечении проезжей части. В наших сводках достаточно примеров, когда автомобили сбивают детей, которые переходили дорогу в неположенном месте со своими мамами или папами, дедушками или бабушками. Ну да, начиная с детских садов мы стремимся научить детишек основам безопасного поведения на дорогах, но когда они ежедневно видят, как взрослые дяди и тети пересекают проезжую часть так, как им удобнее... Хотя бывает, что сами малыши одергивают своих родных, которые спешат перебежать дорогу в неположенном месте, но все же полагаю, что санкции к нарушителям-пешеходам также было бы неплохо ужесточить.
- Общеобразовательные учебные заведения, которые выходят на проезжую часть, оборудуются специальными знаками, разметками, искусственными неровностями для торможения. По губернаторской программе, которая началась еще в 2006 году, рядом со школами устанавливают дорожные знаки на ярком светоотражающем желтом фоне. Выделены знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Ограничение скорости». Все опасные участки у школ учтены, устанавливаются ограждения, освещение, делаются неровности, чтобы снизить скорость проезжающих мимо. Кто был инициатором совместной работы: ГИБДД или система образования? Как зародилась идея о необходимости деятельности сообща?
- Наши инспекторы действительно строго проверяют подъезды к школам, чтобы там было все в порядке. Мы тщательно анализируем свою деятельность: где находится наряд, удобен ли пешеходный переход, видны ли знаки. Только так возможно исправить ошибки и избежать непоправимого. Вообще нами накоплена весьма обширная учебно-методическая база совместной работы. Статья 29-я закона гласит: обучением граждан безопасному поведению на дорогах занимаются органы образования, а органы Госавтоинспекции, внутренних дел и средства массовой информации в этом процессе оказывают им всяческое содействие. Конечно, образованием должны заниматься учителя. Но как они могут научить ребенка тому, в чем сами подчас не сильны? А вещи, которые требуется знать каждому человеку, охватывают огромный пласт поведения - от правил пешехода до умения управлять самым современным автомобилем. Работа идет совместно. Конечно, мы стараемся брать инициативу на себя, потому что гибель и увечья детей никого не могут оставить равнодушным, такую ситуацию необходимо предотвращать всеми доступными способами. Мы, как специалисты, делимся своими знаниями и умениями, чтобы по возможности избежать трагедий. Считаю, нужна специальная федеральная программа подготовки специалиста, который стал бы наставником для детей в изучении правил дорожного движения. Сейчас база для подготовки таких людей недостаточна, да и вакансий нет. Все делаем только по своей инициативе. Но необходима система, которая позволит соблюдать федеральные законы по всей России.
- В чем конкретно заключается методическая помощь инспекторов Госавтоинспекции педагогам общеобразовательных учреждений, родителям и общественным организациям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма?
- Мы принимаем непосредственное участие в разработке всевозможных методических пособий. То, что изготавливается без нашего участия, увы, буквально пестрит ошибками. Элементарный пример. Как и много лет назад, «специалисты» учат: «Обходи автобус сзади, трамвай спереди». Да не надо ни то, ни другое транспортное средство обходить, пока оно не уедет! Только после этого можно перейти дорогу, не иначе. А какие сведения ребенку заложишь в раннем возрасте, так он и будет поступать! И ошибки недопустимы. Поэтому приходят наши инспекторы в школы, проводят беседы. Наша задача - организовать работу, быть консультантами, оказывать помощь. Вообще наши специалисты входят в состав организаторов в проведении разнообразных конкурсов среди детей дошкольного и школьного возраста. Устраиваем слеты юных инспекторов движения. Формируем профильные смены. Строим автогородки. Затеваем конкурсы юных автомобилистов. Поощряем лучших и учеников, и учителей подарками. И огромное значение придаем повышению квалификации преподавателей по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
- Что это значит?
- Готовим проект совместно с Министерством образования об обучении на курсах повышения квалификации. Подготовили программу для кафедры безопасности Педагогической академии последипломного образования. Многие из наших сотрудников, ветеранов милиции могут поделиться своим богатым опытом.
- На кого из преподавателей в основном вы опираетесь?
- Главная нагрузка ложится на тех, кто занимается этой деятельностью дополнительно. Это уже проверенные люди, которые долгие годы участвуют в этой работе, передают опыт молодым, прививают культуру поведения на дороге подросткам, воспитывают в них ответственное отношение к себе и движению автотранспорта. Проблема в том, что до сих пор не принят единый государственный стандарт по обучению детей в школах безопасному поведению на дорогах. Ликбез школьников происходит в рамках ОБЖ. Там минимум, но этих крох совершенно недостаточно для понимания ситуации в целом. В Подмосковье сильно развито просвещение в этих вопросах благодаря дополнительному образованию. У нас более 1500 отрядов юных инспекторов движения - ребятам нравится быть юидовцами, форма красивая, дело интересное. А это 20000 девчонок и мальчишек, которые серьезно занимаются безопасностью. В Подмосковье популярен марафон творческих выступлений отрядов ЮИД. Дети выступают перед сверстниками, в красивой театральной форме рассказывают о правилах дорожного поведения. Всю эту мощную систему возможно создать только во время дополнительных занятий.
У нас 22 автогородка. В таком реальном городе вся инфраструктура - знаки, светофоры, разметка - построена по-настоящему. Мы считаем необходимым введение в водительских удостоверениях дополнительной категории М, которая разрешала бы управление скутерами, мопедами и другими транспортными средствами с рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 кубических сантиметров. Для обучения ребят правилам движения на таких транспортных средствах автогородки приспособлены идеально.
- Помогает ли ГИББД в оснащении школ демонстрационными материалами?
- В каждой школе появился уголок, обустраиваются классы. Сейчас проводим конкурс на лучший класс, лучшую площадку. Хочется, чтобы в каждом муниципальном образовании была базовая школа - они у нас есть, но в идеале, чтобы там был городок, центр по обучению детей, где ребята могли бы проходить курс системно: теория, практика, показ кинофильмов, выступление наших сотрудников. От этого центра шла бы сеть по остальным школам, где проходят занятия, конкурсы, накапливается архив интересных находок. Мы к этому стремимся. Выпускаем плакаты, календари, пособия, брошюры, памятки «Дорожная азбука», «От велосипедиста до автомобилиста».
- Виктор Владимирович, вы поборник всевозможного сотрудничества. Увеличивается ли сегодня роль общественности в повышении уровня безопасности дорожного движения?
- Опора на общественность, активное ее привлечение к вопросам укрепления дисциплины участников дорожного движения, участие в надзоре за движением, в профилактике детского травматизма и пропаганде безопасного поведения на улицах и дорогах - это проверенная временем позиция личного состава ГИБДД Подмосковья. Мы действуем с учетом опыта развитых стран, который показывает, что достижение социально значимых результатов в предупреждении дорожных происшествий возможно только при наличии встречного движения со стороны широких слоев населения.
В середине февраля состоялась областная конференция «Общественность Подмосковья за безопасность дорожного движения», собравшая самый широкий спектр организаций, члены которых глубоко неравнодушны к тому, что происходит на дорогах области, как повысить уровень защищенности участников дорожного движения. Было приятно видеть, что проблема безопасности интересует не только такие известные организации, как областное отделение Всероссийского общества автомобилистов, объединение организаций профсоюзов, но и молодежные движения, например байкеров. Заявила о себе и созданная в конце прошлого лета региональная общественная организация «Союз безопасности дорожного движения», которая ставит перед собой задачи самого широкого спектра. Наше взаимодействие с союзом довольно-таки перспективно и эффективно по многим направлениям: и в работе с подрастающим поколением по воспитанию у юных граждан принципов законопослушания на дорогах, и в проведении научно-исследовательских работ по БДД, и в подготовке учебной, справочной литературы, аудио- и видеоматериалов по безопасности, и в организации массовых мероприятий, способствующих повышению порядка на дорогах.
- Как пройдут юбилейные торжества в честь вашей службы пропаганды?
- Мы готовим много различных мероприятий. Одно из самых зрелищных - конкурс «Мисс ГИБДД Московской области». В конкурсе участвуют 60 претенденток. Они не только красавицы, но и знают нормативные документы, мастерски водят автомобиль, владеют табельным оружием, и вообще люди творческие. Победительнице - ценный приз. Главная цель конкурса - привлечь представительниц прекрасного пола к нам на службу. Как показывает практика, они служат прекрасно.