Вели его начальник отдела департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России кандидат педагогических наук Валентина Березина и директор Федерального научного центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании доктор психологических наук Наталья Синягина.
Открывая заседание, Валентина Березина заметила, что недавний всплеск самоубийств среди подростков потряс все наше общество. Каждый погибший ребенок для любого из нас трагедия. Чтобы изменить ситуацию, снизить число суицидов и попыток совершить их, нужна научно обоснованная, хорошо продуманная профилактика. Для некоторых детей добровольный уход из жизни носит некий оттенок романтизма, представляется каким-то героическим поступком, при этом они не очень-то понимают, что оттуда возврата нет.
В программе «Профилактика суицида» должны быть три участника: дети, родители, педагоги. Если какое-то звено из этой цепочки выпадает, работа становится неэффективной. Сегодня уже действует национальный проект «Здоровье», есть центры с таким же названием. Есть программа родительского всеобуча. Родители на занятиях учатся распознавать тревожные состояния психики своего ребенка.
Каковы причины добровольного ухода детей из жизни?
Часто они связаны с несправедливым отношением к ним, которое исходит от родителей, учителей, сверстников. Детская обида может остаться на всю жизнь. А это одна из причин того, что, вырастая, подросток может стать жестоким.
Сейчас разрабатывается концепция профилактики суицидов, и главная роль в ней отводится центру, который возглавляет Наталья Синягина.
Главный детский психотерапевт Москвы Анна Портнова еще раз назвала цифры: «У нас 30-40 случаев суицида на 100 тысяч населения». Поводов для этого у детей больше, чем у взрослых. Им труднее справиться с проблемами, даже, по мнению взрослых, незначительными. Поэтому психологам необходимо наблюдать за развитием ребенка как личности. В более пристальном внимании нуждаются дети из неблагополучных семей. Однако сегодня во многих школах должность психолога сокращается. Это, по мнению специалистов, настоящая катастрофа: их не только необходимо оставить, но и специально обучать, готовить, чтобы квалифицированно поступать, если ребенок попадает в кризисную ситуацию. Каждый критический случай следует подвергать экспертизе. А для этого нужны научные исследования.
Наталья Юрьевна в своем докладе перечислила индивидуальные психические особенности самоубийц: ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, а также несформированность системы ценностей, неспособность адекватно пережить конфликты, недостаток самоконтроля, неустойчивость эмоциональной сферы, склонность к депрессиям.
К суицидным демонстрациям относится так называемая игра со смертью, когда подросток стремится заполучить репутацию исключительной личности, и если с ним не соглашаются, угрожает уйти из жизни. Истинное желание покончить с собой (речь идет о тех, кто приходит к такому решению) - у 10% подростков, а у остальных 90% это именно крик о помощи. Бывают случаи «суицидного шантажа», чаще всего спровоцированные наказаниями, тогда у ребенка возникает желание доставить обидчику большие неприятности и боль.
К признакам желания покончить с собой относятся: проблемы со сном, потеря аппетита, апатия, склонность к уединению, побеги из дома; резкие изменения во внешности и поведении; злоупотребление алкоголем; возбужденное или агрессивное состояние.
Другие причины: неожиданное ухудшение успеваемости, пропуски уроков, членство в молодежных группировках.
Родители в таких случаях чувствуют себя беспомощными. Около 50% отцов считают себя не подготовленными к этой ситуации.
Страхи, которые сопровождают подростка или молодого человека, тоже могут привести к суициду. Особенно это касается многих выпускников детских домов и интернатов. Их охватывает страх перед будущим.
Наиболее типичные страхи: связанные с угрозой жизни, опасения по поводу изменения своего социального статуса, страх перед экзаменом.
Как помочь ребенку преодолеть страхи? Нельзя ругать или стыдить его за то, что он чего-то боится. Полезно рассказать ему о своих детских страхах.
Система мер профилактики суицида: знание проблемы, изучение ситуации развития ребенка, умение ценить жизнь, чему помогают любовь и сочувствие. Кстати, чем реже улыбаются близкие, педагоги, тем больше страхов возникает у детей.
Научный сотрудник Центра суицидологии Московского НИИ психиатрии, заведующий лабораторией МГППУ «Роль особенностей личности в формировании антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения» Геннадий Банников сообщил, что сегодня эти проблемы имеют несколько уровней. Важно знать, что происходит в семьях, социуме, школах. Родители не понимают своих детей и не занимаются с ними.
Есть некоторые черты, которые ведут к агрессивности: обидчивость, заниженный уровень самооценки. Ребенок, попавший в кризисную ситуацию, должен постоянно находиться в поле зрения психолога. У него создается «тоннельное» мышление - воспринимается только черное и белое.
Бывает эмоционально неустойчивый тип характера. Скажем, подросток выбросился из окна во время экзаменов.
Заведующий сектором дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра психологической помощи МГППУ «Работа с кризисными и суицидальными обращениями» Алексей Коджаспиров рассказал о простоте и доступности установления контактов с позвонившими на детский телефон доверия.
Благодаря телефону доверия удается убедить ребенка, что жизнь не заканчивается с возникшими проблемами. Успокоить ребенка возможно, если удается с ним установить доверительный контакт, расположить к общению. В 40% случаев достаточно объяснить подростку, как справиться с кризисной ситуацией. Порой детям нужно, чтобы их просто выслушали.
Об уникальном опыте предупреждения суицидального поведения молодых людей поведал доктор медицинских наук, заведующий кафедрой валеологии, директор учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ имени Баумана Геннадий Семикин. В этом вузе накопился значительный опыт. Здесь проводят тестирование всех абитуриентов и студентов военного факультета на употребление наркотиков. Именно на этой кафедре была разработана серия приборов, которые позволяют проводить массовое обследование студентов. Создано студенческое волонтерское антинаркотическое движение. Участники его пропагандируют здоровый образ жизни. С помощью первичного и вторичного мониторинга определяют группы рисков. Если на 1-2-м курсах некоторые студенты испытывают депрессию, то с 3-го курса они становятся психически устойчивыми.
В МГТУ нет студентов с отклоняющимся поведением, этому способствует уникальная среда, которую удалось здесь создать. Проводится обязательное тестирование на социально-психическое благополучие. Студенты готовят научные доклады на тему профилактики суицидального поведения.
На состоявшемся в конце семинара круглом столе представители регионов делились своим опытом по профилактике суицида. Скажем, в Краснодарском крае существует служба психолого-педагогического сопровождения детей, попавших в группу риска. Проводится мониторинг психолого-педагогического климата в школах. Есть служба примирения. Регулярно проводится повышение психологической компетенции всех участников учебного процесса.
Значительные изменения за последние годы произошли в Архангельской области. В 2001 году эта территория занимала одно из первых мест по суициду. Тогда архангельцы стали внимательно изучать зарубежный опыт, и прежде всего норвежский. Сделали популярной среди студентов и школьников психологическую игру «В чем смысл жизни?». Ведомства, отвечающие за здоровье и благополучие детей, объединились и сообща разработали программу взаимодействия.
В Воронежской области хорошо зарекомендовал себя институт уполномоченных по правам ребенка. Омбудсмены есть в каждой школе.
Семинар и круглый стол помогли участникам увидеть сильные и слабые стороны профилактики суицида. Многие приехавшие из разных регионов действительно почерпнули немало нового.
Участники обсуждения единодушно утверждали, что очень важно воспитывать у детей устойчивое оптимистическое отношение к жизни и отрицательное - к смерти; научиться вычислять, определять тех подростков, которые замышляют самоубийство, тем более если они прямо или косвенно намекают на это. Собравшиеся пришли к единому мнению, что всем - родителям, учителям, психологам, общественным организациям - необходимо заботиться о каждом конкретном ребенке, чтобы никто из детей не ощутил себя чужим во Вселенной.