Теперь более прозаично. Речь пойдет о двух номинациях: «Воспитательная система» и «Воспитательная программа».

Система (системный подход) подразумевает задачи, способы их реализации, время на реализацию, диагностику полученных результатов, выводы, пути совершенствования в рамках собственной системы. Я, как эксперт, должен поверить автору, что его педагогические успехи связаны именно с наличием системы (программы) и системной работы. Копии дипломов, фото незнакомых мне милых детей, увы, меня, старого педагогического циника, мало волнуют (кроме тех случаев, когда наглядно подтверждают и дополняют слова автора). Мне хочется выводов, размышлений, мне бы хотелось услышать, какие трудности возникли при реализации данной программы (то, что они должны возникнуть, для меня бесспорно) и как они были преодолены. Мне очень интересны способы диагностики полученных результатов, рефлексия. Я пытаюсь рассмотреть личность за сухими строками отчета о воспитательной работе. Именно так я бы назвал большинство работ - очень уж они похожи друг на друга. Все хотят воспитать «гражданина и патриота, успешную, толерантную, креативную личность, готовую к... адаптированную к...», плюс демократа и гуманиста.
Простите мою иронию. Я ведь не спорю, что к этому надо стремиться. Но на конкурсе большее значение имеет не что, а как. Взять в пример нашу «уважаемую» попсу. Море песен. В каждой один и тот же текст из двух-трех слов. Мелодия из того же количества нот. Аранжировка, сляпанная по шаблону. И исполнители все почти с одной «фабрики звезд». Но пара-тройка-пятерка все-таки имеют собственный стиль, чем-то убеждают зрителя, цепляют его, и он выделяет их в шоу-мире.
Так и здесь. Взгляд останавливается на работах, авторы которых не лишены собственного языка, умеют убеждать, аргументировать, в меру искренни, знают себе цену, но и не ставят себя ничтоже сумняшеся на уровень Коменского или Дьюи.
Несколько цитат, которые мне понравились. Один из авторов в своей работе отметил: «Миссия школы - научить голову думать, а сердце любить; миссия педагога - наполнить жизнь смыслом; миссия выпускника школы - сохранить этот мир и украсить его собой».
В другой работе приводятся слова Евгения Ямбурга: «Наряду с модернизацией не стоит забывать об архаизации - возвращении к подлинным смыслам и ценностям культуры. В противном случае, поменяв цели и средства, мы рискуем превратить любые инновации в пародию».
Отталкиваясь от этих формулировок, я полагаю: хорошая конкурсная работа учит голову думать, в ней ясно виден практический смысл, и она украшает методику образования своей оригинальной «мелодией», при этом не забывая и про вечные педагогические ценности.
Такие работы есть. Главное, что выделяет их сразу, - веришь автору! Личность проступает сквозь строки текста. Работ таких немало. К сожалению, число победителей строго регламентировано.
И несколько конкретных замечаний. Некоторые работы были очень большие по объему с массой приложений. Конечно, автору хочется показать как можно больше для отображения собственного опыта. Но иногда действительно ценное может потеряться в массе информации. Что касается приложений с фото, то они, безусловно, нужны. Но их количество должно быть разумно, соразмерно с их информационной ценностью и качеством снимков. Мне лично очень помогали для обхвата всей картины грамотные презентации, где в виде схем, таблиц, ключевых фраз вычерчивалась главная линия программы, системы.
Была и другая крайность - излишне сжатое изложение, порой лишенное индивидуальности и какой бы то ни было... эмоциональности, что ли.
Есть работы, авторы которых использовали педагогические системы и программы, ранее опубликованные или размещенные на сайтах в Интернете. На мой взгляд, в этом нет ничего крамольного, если конкурсант указал, как он применил, изменил данную концепцию в условиях своего образовательного учреждения, своего класса. Но при этом обязательна ссылка на первоисточник, на автора оригинала!

В критериях оценивания (читайте условия конкурса) был пункт «Оригинальность». Большинство участников его игнорировало. Зря!
Правда, эти замечания всего лишь ложка дегтя в большой бочке меда, сваренного «мудрыми совами», неистощимыми на выдумку классными руководителями, принявшими участие в этом проекте.
Кстати, название «Мудрая сова» заставило меня залезть в энциклопедию животного мира. Как выглядит сова? Это «птица с крупной головой (умная, значит!), большими круглыми глазами спереди головы (видит далеко вперед, заглядывает в будущее!), клюв короткий хищный (в рот палец не клади!). Охотится ночью (проверяет тетради, разрабатывает сценарии, выдумывает воспитательные программы до рассвета!). Оперение мягкое (в душе-то пушистая!), полет бесшумный (профессионал!), когти длинные и острые (свое не упустит), окрас маскирующий (не выпячивается, скромная)».

А в книгах Джоан Роулинг о Гарри Поттере, как знают все, совы используются для связи между волшебниками (совиная почта). Спасибо вам, уважаемые авторы, за ваш труд, ваше творчество, за ваших детей. Вы - волшебники, умеющие делиться друг с другом своей магией.

​Евгений ВИРЯЧЕВ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда