В далеком 1966-м, будучи студентом- заочником третьего курса Астраханского пединститута, я начал свою профессиональную деятельность. Тогда Камызякский районный отдел образования направил меня в далекое, неизвестное мне село Лебяжье. Но  в те времена все мы были в той или иной степени романтиками, потому жизнь в городе я легко поменял на глубинку, поехал в сельскую школу учить детей русскому языку и русской литературе. Надо сказать, что до этого обучение велось здесь на казахском языке. Но чтобы открыть для выпускников дорогу в вузы страны, было принято правительственное решение о переводе школ на обучение предметам на русском языке. Вот здесь, в Лебяжинской школе, и произошла моя встреча с математиком Мухамбетжаном Ганиевичем Мусиным. Маленького роста, худенький, больше походивший на подростка... Он и сейчас за долгие годы не подрос и даже не пополнел, но для меня  он великий человек, я не побоюсь так сказать. 52 года своей жизни отдал он школе.
 И вот спустя почти полвека мне посчастливилось вновь встретиться с учителем, побывать у него на уроках. Дети не просто слушают объяснение, они впитывают каждое его слово. Стоя лицом к доске, записывая какие-то математические решения и формулы, Мухамбетжан Ганиевич, не оборачиваясь, видит и слышит, что происходит в классе. И если кто-то нарушил рабочую тишину, он останавливается, поднимает вверх палец, и все снова замирают. Он управляет классом незаметно, почерк мастера виден во всем. Добрый, но строгий, все понимающий, но справедливый, такие педагоги становятся детскими кумирами.
 О многом мы поговорили при встрече с учителем. Сейчас в моду вошло тестирование, но Мусин его не приветствует: «Можно ли таким образом определить знания ребенка?» Наставник убежден: важно знать, как мыслит ученик, почему считает так, а не иначе. «Математическое мышление надо развивать упорно и терпеливо, тогда будет результат», - подытоживает нашу беседу Мухамбетжан Ганиевич. Улыбается:   «Мне ведь уже семьдесят пять, пора и на пенсию». Но разве сможет он жить без школы? Учитель любит свое дело, в коллективе у него непререкаемый авторитет, дети ценят и уважают. Казахи называют мудрых, добрых, порядочных людей аксакалами. Учитель Мусин - аксакал. Хотелось бы, чтобы каждый педагог честно служил своему делу, как этот учитель из глубинки.

Михаил АЗАРИЯНЦ, кандидат педагогических наук, Москва