- Вологодская область принимает активное участие в реализации комплекса мер модернизации общего образования. Конечно, наша профсоюзная организация заинтересована в том, чтобы этот процесс сопровождался безусловным повышением заработной платы работников в целом в отрасли, и в том числе ростом заработной платы учителей.
Повышение заработной платы учителей с сентября 2011 года у нас произошло, но у всех по-разному. Отношение педагогов к этому факту неоднозначное в большей степени потому, что рост заработной платы больше почувствовали те, кто имеет большую нагрузку. Средняя нагрузка учителей за прошлый год по области составляла 23 часа в неделю. При этом количество часов не всегда зависит от желания самого учителя. В сельских школах, например, люди мирятся с нагрузкой в 18 часов и даже меньше, ради того чтобы сохранялся контингент учителей. Большая нагрузка бывает у учителей в городах или поселках городского типа. Но есть высокие показатели нагрузки и в малокомплектных школах.
В IV квартале 2011 года Вологодская область вышла на показатель средней заработной платы учителей приблизительно в 17 тысяч рублей. Обязательство, которое брал на себя регион (чтобы средняя зарплата учителей составила 83,7 процента от средней заработной платы по экономике региона за I квартал предыдущего года), перевыполнено. В IV квартале этот процент был равен 89. Но все равно средней зарплаты в целом по экономике области за
I квартал 2011 года в размере 18986 рублей в течение всего 2011 года мы не достигли.
- Светлана Вадимовна, известно, что ваш профсоюз принимал активное участие в переговорах по повышению учительских зарплат...
- Повышение зарплат проходило поэтапно, областная федерация профсоюзов вела переговоры по повышению заработной платы всех работников бюджетной сферы, не только учителей. Эти переговоры были очень трудными. Они начались еще при заключении областного трехстороннего соглашения по вопросам социально-экономической политики на 2011 год. Даже после того как областная федерация профсоюзов и правительство Вологодской области заключили соглашение, в протоколе разногласий было записано, что стороны не пришли к согласию по вопросу увеличения фондов заработной платы бюджетников на 15 процентов с 1 января 2011 года. Поэтому всю первую половину 2011 года продолжались переговоры о необходимости повышения зарплаты.
Версии и подходы были разные. Профсоюзная сторона стояла за повышение базовых ставок и окладов. Но к сожалению, к такому согласию стороны не пришли из-за отсутствия финансовых средств и из-за необходимости внесения очень больших изменений, как нам сказали наши социальные партнеры, в законодательство области. Пришли мы тогда к согласию только в том, чтобы с 1 июня 2011 года фонды заработной платы в учреждениях бюджетной сферы были увеличены на 15 процентов. Эти обещанные средства были направлены в фонд стимулирования.
Это, конечно, вызвало у многих недовольство, сомнения в том, что эти средства пойдут именно на стимулирование работников. Но в данных условиях нашим успехом было достижение соглашения о том, чтобы распределение стимулирующих выплат стало процессом прозрачным, принципиальным, с участием общественности, с обязательным участием и согласованием с профсоюзными органами. Это озвучивалось на всех уровнях, мы за этим следили и даже проводили в октябре-ноябре проверку того, как этот процесс проходил в образовательных учреждениях. Как нам кажется, нам удалось направить работу в нужное русло, даже если сама идея многим не очень нравилась.
Вслед за этим этапом осенью 2011 года в область поступили федеральные средства на реализацию проекта модернизации общего образования. Таким образом, дополнительные деньги были направлены на повышение зарплат учителей.
 - И тоже через стимулирующие доплаты...
 - Да, поэтому потребовалась дополнительная работа с нашей стороны по уточнению показателей стимулирования, разработке новых показателей там, где было необходимо, потому что здесь пришлось, например, учитывать тех, кто работает по новым образовательным стандартам... Одним словом, работа шла вокруг совершенствования распределения выплат стимулирующего характера. Конечно, до сих пор еще есть по этому поводу споры и противоречия. Кто-то стоит на той точке зрения, что это вообще неудачная идея - во всех школах страны распределять стимулирующий фонд, раньше было проще, когда у учителей были более или менее одинаковые ставки и выплачивались периодически премии. А кто-то, напротив, считает, что это возможность показать себя, достичь результатов и получить за это дополнительные денежные средства. Но нам приходится работать в тех условиях, которые имеем. Поэтому в настоящий момент, так же как и осенью, следим за тем, чтобы распределение стимулирующих выплат было прозрачным, законным и принципиальным.
- Когда область планирует сравнять среднюю учительскую зарплату со средней в экономике?
- Мы ожидаем будущей осенью прихода новых денежных средств, с помощью которых в IV квартале 2012 года можно будет достичь средней учительской зарплаты, равной средней в экономике региона за 2011 год - 20554 рубля. Пока, к сожалению, подчеркну, это касается только учителей, а не всех педагогических работников. Наша профсоюзная организация ведет сейчас переговоры с Департаментом образования о том, чтобы все-таки увеличить базовый оклад учителя, а также пересмотреть некоторые повышающие коэффициенты к нему, чтобы большая сумма оставалась не в стимулирующем фонде, а приходилась на постоянную часть зарплаты. Мы дали задание всем первичным и районным профсоюзным организациям провести переговоры с представителями власти, с органами управления образованием, высказать свою принципиальную позицию на этот счет, прислать нам свои предложения. И тогда, пользуясь собранной информацией, мы уже будем предлагать, какие коэффициенты повышать или же, наоборот, отменять. Об этом, я знаю, спорят сейчас по всей стране, что же все-таки учитывать в оплате труда - образование, квалификационные категории? Мы все это сейчас обсуждаем, но могу утверждать точно, что весь профсоюзный актив отрицательно относится к идее отмены повышающего коэффициента за уровень образования.
Конечно, для нас сейчас остается самым больным вопросом то, что пока область, находясь в труднейшем финансовом положении, не идет на повышение заработной платы всем остальным работникам сферы образования. Наше обращение направлено губернатору региона, в Законодательное собрание области. Все согласны с тем, что дальнейший подъем системы образования, поднятие престижа педагогической профессии возможны только при повышении заработной платы. Но область имеет огромный государственный долг, у нас сейчас, в частности, проходят сокращения органов управления всех уровней. Поэтому, ведя переговоры, мы понимаем, что это будет для нас очень трудно, но тем не менее руки не опускаем и будем добиваться повышения заработной платы всех остальных категорий педагогических работников. Психологи и социальные педагоги, работники дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования - все те, кто не подпадает под категорию «учитель», - считают себя обойденными проектом модернизации.
Что лично для меня является трудным, но важным делом - это разъяснительная работа с людьми. Очень многие ждали, что именно их зарплата увеличится на обещанные 30 процентов, но оказались разочарованными. Конечно, одинакового повышения зарплаты не получается, потому что разная нагрузка у учителей, разное финансирование у школ, жесткая зависимость городов и районов от нормативно-подушевого финансирования. У нас, к сожалению, по-прежнему существует разрыв между зарплатами педагогов в разных районах области, и это тоже проблема, над которой мы будем работать, возможно, выравнивать разницу какими-то коэффициентами. Предстоит сделать еще очень много...

История банкротства

Основной отраслью промышленности Вологодской области традиционно является черная металлургия. В 2004 году на долю Вологодчины приходилось 17% производимого в стране проката, 16% - стали, 14,5% - подшипников качения. Привязанность экономики области к одной отрасли привела к тому, что после произошедшего в 2009 году резкого снижения спроса на металл на мировых рынках экономика области фактически пришла в упадок. По данным Госкомстата РФ, Вологодская область заняла 1-е место в России по уровню падения индекса промышленного производства в I квартале 2009 года - он составил 57% .
Социальная сфера региона напрямую зависит от состояния его экономики. По данным на I квартал 2011 года, около 30 субъектов РФ не выполнили обязательства по доведению средней учительской зарплаты до средней в экономике, а в 10 субъектах - в их числе была Вологодская область - положение было признано критическим.

Мнение

Сергей МОСИН, директор Нелазской средней школы, деревня Шулма, Череповецкий район, Вологодская область:

- Средняя зарплата педагогических работников Череповецкого района в марте нынешнего года составила 15447 рублей, средняя зарплата учителей - 15753 рубля. В нашей школе средняя зарплата в учительском коллективе за март составила 17558 рублей 53 копейки. Максимальная заработная плата, которая была начислена одному из наших учителей в этом месяце, - 23436 рублей. Если вести разговор о минимальной и максимальной заработной плате учителя за ставку 18 часов, то минимальная у нас по школе - 11508 рублей, а максимальная - 19892 рубля. Средняя зарплата в экономике Вологодской области за март - 18986 рублей. Получается, что у нас в педагогическом коллективе 3 из 13 учителей получают заработную плату выше или равную средней зарплате в экономике области. Таким образом, если сегодня мы говорим о том, что надо довести среднюю зарплату учителей до средней в экономике, то у нас в школе надо это сделать для 10 учителей из 13.
Доплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда предполагают, что мы оцениваем учителя по результатам его работы. Но оценить полностью все достижения учителя, учесть абсолютно все очень трудно. У нас в школе для распределения доплат из стимулирующего фонда создана комиссия, в которую входят представители администрации, представители профсоюзного комитета. Для учета всех результатов работы учителей разработана балльная система. Но в нашей школе принято правило: небольшую часть денег из стимулирующего фонда мы выдаем всем работникам, независимо от того, являются они педагогами или нет. Затем наибольшую часть отдаем на стимулирование по показателям и часть - на ежемесячные премии. У нас в коллективе принято хотя бы небольшую сумму выдавать всем работникам, потому что есть, например, учителя, у которых нет классного руководства, они не проводили никаких мероприятий в конкретном квартале. Но эти люди добросовестно выполняли свою основную работу, их тоже надо поощрить!
Хорошее изменение, которое произошло в нынешнем году во многом благодаря районной профсоюзной организации, - заработная плата учителей у нас не зависит теперь от наполняемости класса. Раньше в таких школах, как наша, зарплаты учителей были меньше из-за того, что в условиях села сложно выполнить норму наполняемости классов. Надеемся, что и в дальнейшем нас ждут подобные перемены к лучшему.

P.S. Повысилась ли зарплата  в вашем регионе, действительно ли она сравнялась со средней по экономике? Или учителю, чтобы выжить, нужно по-прежнему работать на  две ставки? Ждем ваших писем, дорогие читатели, по электронному адресу rudenkosa@mail.ru

Вологодская область