Научные труды
Автор 55 научных работ (без учета тезисов конференций), в том числе 49 - в зарубежной печати; учебника для вузов «Физика металлов», 2006. Тематика научных трудов: транспортные свойства металлов; флуктуационные явления в сверхпроводниках; физические свойства низкоразмерных и аморфных металлических систем.
 
Ученая степень и звания - доктор физико-математических наук, профессор.
 
Награды
Золотая медаль РАН для молодых ученых (2000 год).
В 2009 году Дмитрий Викторович Ливанов вошел в первую сотню резерва управленческих кадров под патронатом Президента РФ.
Премия Правительства Российской Федерации 2011 года в области образования (3 ноября 2011 года).
Родился 15 февраля 1967 года в Москве.
1990. Окончил с отличием физико-химический факультет Московского института стали и сплавов по специальности «физика металлов».
1990-1992. Учился в очной аспирантуре МИСиС.
1992. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности 01.04.07 - «физика твердого тела» (Московский институт стали и сплавов).
1997. Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук по специальности 01.04.07 - «физика твердого тела» (Московский институт стали и сплавов).
1992-2000. Научный сотрудник и старший научный сотрудник НИЛ синтеза МИСиС; доцент на кафедре теоретической физики МИСиС.
1997-2000. Заместитель проректора МИСиС по научной работе.
2000 - март 2004. Проректор по международному сотрудничеству; профессор кафедры теоретической физики МИСиС (по совместительству).
2003. Окончил Московскую государственную юридическую академию (заочное отделение) по специальности «юриспруденция» (специализация «гражданское право»).
Апрель 2004 - по настоящее время. Профессор кафедры металловедения цветных металлов МИСиС (по совместительству).
Май 2004 - ноябрь 2005. Директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики, Министерство образования и науки Российской Федерации.
Ноябрь 2005 - март 2007. Статс-секретарь - заместитель министра, Министерство образования и науки Российской Федерации.
Апрель 2007. Ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».
Февраль 2012. Вновь избран на должность ректора Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

Сказано


В качестве заместителя министра образования и науки РФ

Август 2006 года
С политической волей у нас все хорошо. Нужно понимать, что модернизация российской науки - это процесс, который касается интересов сотен тысяч людей. Вклад науки в развитие общества должен быть всем понятен и адекватен тем затратам, которые несет государство, а значит, каждый налогоплательщик.
Сегодня много идет споров о том, какой должна стать РАН. Мы не считаем, что радикальные преобразования являются сейчас оптимальным способом решения существующих проблем. Мы предлагаем идти эволюционным путем.
Но мы обеспокоены тем, что уже согласованные меры сегодня не в полной мере реализуются, хотя все возможности для этого созданы. Выбор сценария развития событий будет зависеть от того, насколько успешно в ближайшее время будут реализованы те принципы, о которых я сказал, и те договоренности, которые достигнуты. Если мы увидим, что эволюционный сценарий буксует, что те решения, которые приняты, не реализуются или реализуются не так, как нужно, то мы будем предлагать и более радикальные варианты реформы.

Ноябрь 2008 года
 Когда я стал ректором, то, естественно, задумался о том, как должен мой университет выглядеть через пять, десять или пятнадцать лет. Мы собрали группу экспертов, которых лично я считаю лучшими на сегодняшний день в области образования и инноваций, и постарались ответить на эти вопросы. Мы хотим состязаться не только с российскими вузами, но и с нашими конкурентами в мире, причем имея в виду, что за 10-20 лет они уйдут вперед. Ставим себе цель попасть в число 60-70 лучших университетов мира к 2025 году. А в первую сотню - к 2020 году.
Нынешняя экономика развивается так, что целые отрасли рождаются и умирают в течение 3-4 лет. А образование - это процесс, рассчитанный на несколько лет. Поэтому мало научить человека работать с конкретными технологиями, ведь после окончания им вуза они могут устареть. Главное, чтобы он научился учиться, воспринимать новое, овладевать информацией и применять эти знания и умения в своей профессиональной деятельности. Поэтому, на мой взгляд, нужно серьезно менять содержание образования. В России, по моим оценкам, в ближайшие 10-15 лет технологическое развитие будет происходить в основном за счет заимствования и адаптации зарубежных технологий.
Начиная с этого года наряду с государственным дипломом мы начинаем выдавать своим выпускникам документ европейского образца на английском языке, формат которого установлен Болонским соглашением. Таким образом, выпускники получат полностью легитимный документ об образовании международного уровня, что позволит им устроиться в любую западную компанию без верификации диплома.

В качестве ректора Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

Июль 2009 года
Я был и остаюсь последовательным сторонником ЕГЭ как объективной независимой оценки качества среднего образования. Средний балл ЕГЭ выпускников школ, зачисленных на первый курс вузов, - объективный показатель престижности вуза в глазах как школьников и их родителей, так и работодателей будущих выпускников.  Для нас как для Национального исследовательского технологического университета это один из важных показателей нашей деятельности.
В целом я и мои коллеги полагаем, что нынешний уровень контрольно-измерительных материалов (КИМ) адекватен требованиям, предъявляемым к обучающимся на инженерных и научных специальностях. При этом понятно, что КИМы будут развиваться. Важно делать задания более практико-ориентированными, проверяющими способность учеников к самостоятельному решению практических задач.

Июль 2011 года
В нашем вузе действует много международных учебных программ, в которых ежегодно участвуют 100-150 человек. По окончании международных программ выпускники получают диплом нашего вуза и диплом одного из зарубежных университетов-партнеров. Для таких студентов работа или аспирантура за рубежом - вещи сами собой разумеющиеся. Вообще в современном мире для людей науки характерна высокая международная мобильность. Кроме того, люди всегда могут вернуться и продолжить работать в России, а их зарубежный опыт пойдет им на пользу.
Я не вижу какой-то проблемы в том, что какое-то количество наших студентов уезжает жить и работать за рубеж.
Так что проблемы утечки мозгов не существует, и если нашего выпускника принимают на работу за рубежом, это только нам плюс. А возвращается, по моим оценкам, примерно половина наших уехавших выпускников. Многие по возвращении работают в российских представительствах зарубежных компаний. Большинство компаний начинают интересоваться нашими студентами задолго до получения ими диплома.

Особое мнение

Исаак КАЛИНА, министр образования в правительстве Москвы:

   - Недавно в Москве произошло весьма знаковое событие для столичной высшей школы: Совет ректоров вузов Москвы и Московской области возглавил ректор МИСиС Дмитрий Ливанов. Думаю, это был правильный выбор, потому что и Ливанов, будучи в прошлые годы проректором, директором Департамента науки в Министерстве образования и науки РФ, заместителем министра образования и науки, в течение пяти лет ректором вуза, который первым в России стал национальным исследовательским университетом, все время демонстрировал и демонстрирует очень глубокое понимание современных задач, стоящих перед высшим образованием, механизмов, необходимых для решения таких задач. Все это крайне немаловажно, как и то, что Дмитрий Викторович постоянно проявляет решительность в своих действиях. То, что ректоры проголосовали за него, означает, что руководители столичных вузов понимают: то направление, в котором продвигается их коллега - ректор Ливанов, правильное.
Дмитрий Ливанов, конечно, плоть от плоти, что называется, человек высшей школы, это очень образованный, интересный и современный человек - доктор физико-математических наук, который свободно владеет английским и итальянским языками, обладает широким научным кругозором. Он из разряда тех людей, которые постоянно думают о будущем, пытаются вести нас вверх, хотя это непросто - такое стремление не всегда вызывает адекватный отклик, потому что нужно преодолевать множество трудностей. Хорошо, что педагогическое сообщество приняло и признало его. Думаю, теперь вузы столицы все вместе будут еще более активно продвигаться в сторону вуза будущего.

Алевтина ЧЕРНИКОВА, директор Старооскольского технологического института (филиала) Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Старый Оскол, Белгородская область:

- С первых дней, когда Дмитрий Викторович Ливанов стал ректором НИТУ «МИСиС», он у нас очень частый гость. Всегда ставил перед нами стратегически важные, можно сказать макроэкономического уровня, задачи. Работать всегда было сложно, потому что сам он талантливый, сильный человек, очень работоспособный и результативный. Соответственно требует того же и от других. 
Дмитрий Викторович - доктор физико-математических наук, профессор, он внес весомый вклад в науку. С его приходом не только головной вуз шагнул вперед, став в числе первых Национальным исследовательским технологическим университетом, но многое изменилось и в деятельности нашего филиала. Мы сейчас развиваемся во многих сферах. Подход у Дмитрия Викторовича такой: если берешься за дело, значит, оно должно быть выполнено на отлично. Но несмотря на его высокую эффективность как управленца, менеджера, он еще и талантливый ученый. Знаю, как хорошо относятся к нему студенты, у него есть дар преподавания. Кроме того, он еще хорошо видит людей, понимает их.

Юрий  КОВРИЖНЫХ, начальник Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области - заместитель председателя правительства области:

- У нас существует общий проект между правительством Белгородской области, Московским институтом стали и сплавов и его филиалом в Старом Осколе, а также группой «Металлоинвест». Проект направлен на развитие Старооскольского филиала, который сегодня является достаточно серьезной структурной единицей и имеет статус института. И в прошлом году, когда было принято решение о передаче учреждений среднего профессионального образования с федерального уровня на областной, мы ходатайствовали оставить Старооскольский политехнический колледж в федеральной структуре, присоединив его к Старооскольскому филиалу МИСиС. Дмитрий Викторович Ливанов нас в этом здорово поддержал. В итоге, так как колледж и институт находятся на одной территории, там сегодня получился настоящий студенческий кампус: институт-филиал, переданное нами здание, политехнический колледж и спортивный ФОК.
Дмитрий Викторович нам очень помог, пошел навстречу. Мы ведь работали со многими вузами страны, и из 12 техникумов, которые нам передавали в область, только два удалось оставить на федеральном финансировании. Старооскольский геологоразведочный техникум присоединили к Московскому геологоразведочному университету. Ректоры в основном неохотно идут на то, чтобы учреждение среднего профобразования структурно, полностью перешло под юрисдикцию вуза, а Дмитрий Викторович увидел в этом пользу. И сейчас Старооскольский филиал МИСиС готовит хороших специалистов, и работают в нем профессионалы, даже из Москвы, из головного университета, приехали туда преподаватели, что очень укрепило кадровый потенциал института. 
В целом с Дмитрием Викторовичем Ливановым работается очень легко, он всегда доступен в общении. Могу сказать, что с некоторыми ректорами иногда даже нашему губернатору было нелегко связаться, а Дмитрий Викторович совершенно открыт, я мог позвонить и договориться о встрече, и я не раз бывал в Москве, в головном вузе, да и сам Ливанов очень часто бывает и в Старом Осколе, и в Белгороде. Он неоднократно встречался с губернатором, когда готовили соглашение, а сейчас часто приезжает к нам на различные мероприятия, которые проводят Старооскольский филиал МИСиС и группа «Металлоинвест». Его хорошо знают на предприятиях холдинга еще и потому, что МИСиС оказывает им очень серьезную научную поддержку по разработке различных технологических процессов на этих предприятиях. Можно сказать, что Ливанов не только достаточно демократичен, открыт, но и, самое главное, видит перспективу, есть понимание дальнейшего развития как образовательного, научного процесса, так и, по сути дела, развития производства.