ПОЛОЖЕНИЕ о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ

I. Общие положения
1.1. Правовая инспекция труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее - правовая инспекция труда Профсоюза) является органом, создаваемым для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением условий коллективных договоров, соглашений в организациях системы образования (далее - организации), в которых работают и (или) обучаются члены Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее - члены Профсоюза).
1.2. Правовая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также Уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее - Устав Профсоюза) и действует на основании настоящего Положения.
1.3. Правовая инспекция труда Профсоюза действует на основе принципов соблюдения и защиты прав работников, законности, объективности, независимости, гласности и открытости.
1.4. Правовая инспекция труда Профсоюза осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, работодателями (объединениями работодателей), другими органами и организациями.
1.5. Правовая инспекция труда Профсоюза создается на федеральном и территориальном (региональные (межрегиональные) организации Профсоюза) уровнях организационной структуры Профсоюза и образует единую систему профсоюзного контроля в организациях, в которых работают и (или) обучаются члены Профсоюза.
Правовая инспекция труда Профсоюза является независимым в своих оценках состояния и условий соблюдения трудового законодательства уполномоченным представительным органом Профсоюза, который обеспечивает защиту социально-трудовых прав членов Профсоюза (работников) на всей территории Российской Федерации.

II. Основные задачи правовой инспекции труда Профсоюза
2.1. Основными задачами правовой инспекции труда Профсоюза являются:
2.1.1 осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений;
2.1.2 правовая защита социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы членов Профсоюза, а также профсоюзных организаций, установленных нормами международного права, законами и нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами;
2.1.3 отстаивание прав, социальных гарантий и интересов членов Профсоюза (работников) при разработке проектов и изменении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, правовых актов органов местного самоуправления, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений, локальных нормативных актов;
2.1.4 информирование членов Профсоюза (работников), работодателей и их представителей о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2.1.5 подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, профсоюзных организаций;
2.1.6 доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2.1.7 обеспечение широкого ознакомления членов Профсоюза, работников, работодателей и их представителей, общественности об эффективной правозащитной работе правовых инспекторов труда Профсоюза, в том числе с целью повышения мотивации профсоюзного членства;
2.1.8 информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание членам Профсоюза бесплатной юридической помощи по вопросам реализации и защиты их социально-трудовых прав и профессиональных интересов.

III. Полномочия и функции правовой инспекции труда Профсоюза
Правовая инспекция труда Профсоюза в соответствии с возложенными на нее задачами реализует и выполняет следующие полномочия и функции:
3.1. Обеспечивает правовую защиту социально-трудовых и других гражданских прав членов Профсоюза (работников) и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей и их представителей, нарушающих или ограничивающих права, установленные нормами международного права, законами и нормативными правовыми актами, а также социально-трудовых льгот и гарантий, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.
3.2. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений в организациях, в которых работают члены Профсоюза.
3.3. Организует и проводит проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
3.4. Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, условий коллективных договоров, соглашений и принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав членов Профсоюза.
3.5. Взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами; органами, осуществляющими управление в сфере образования и функции по контролю и надзору в сфере образования, по вопросам проведения совместных проверок, а также другим вопросам в рамках договоренностей.
3.6. Информирует соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления о фактах нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В случае невыполнения требований правовых инспекторов труда Профсоюза направляет в федеральную инспекцию труда, органы прокуратуры сообщения о фактах нарушения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах и других нарушениях прав работников и их представителей.
3.7. Обобщает и анализирует деятельность территориальных и первичных организаций Профсоюза, правовых инспекторов труда Профсоюза по контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
3.8. Вносит на рассмотрение соответствующего выборного коллегиального профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения трудового законодательства, совершенствования системы профсоюзного контроля в этой сфере.
3.9. Оказывает методическую и практическую помощь территориальным и первичным организациям Профсоюза, правовым инспекторам труда Профсоюза по проведению ими работы по контролю за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
3.10. Участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений выборных коллегиальных профсоюзных органов по социально-трудовым и иным вопросам.
3.11. Осуществляет взаимодействие с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам участия в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предварительного изучения проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и профессиональные интересы работников, и при необходимости вносит по ним предложения в выборные коллегиальные профсоюзные органы.
3.12. Разрабатывает рекомендации, дает разъяснения по практике осуществления социального партнерства в сфере образования, заключения коллективных договоров и соглашений, по вопросам применения трудового, пенсионного, жилищного законодательства, а также по вопросам социального страхования, занятости, организации летнего отдыха и оздоровления детей и другим социально-трудовым вопросам.
3.13. Взаимодействует с судебными и правоохранительными органами в целях формирования и изучения правоприменительной практики по вопросам правовой защиты работников.
3.14. Участвует в работе по правовому воспитанию и обучению, распространению правовых знаний по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
3.15. Организует и проводит регулярное обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда Профсоюза и профсоюзного актива по вопросам применения трудового, социального законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.
3.16. Оказывает помощь членам Профсоюза, территориальным и первичным организациям Профсоюза в подготовке исковых заявлений и других документов, необходимых для судебной и иной защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.
3.17. Ведет прием, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения членов Профсоюза, территориальных и первичных организаций Профсоюза по вопросам соблюдения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников, принимает необходимые меры по устранению фактов нарушения трудового законодательства и прав заявителей, оказывает бесплатную консультационную и иную юридическую помощь членам Профсоюза.
3.18. Взаимодействует со средствами массовой информации для широкого ознакомления членов Профсоюза, работников, работодателей и их представителей, общественности об эффективной правозащитной работе правовых инспекторов труда Профсоюза, в том числе с целью повышения мотивации профсоюзного членства.

IV. Основные права правовых инспекторов труда Профсоюза
В целях выполнения возложенных на правовую инспекцию труда Профсоюза задач и обеспечения реализации полномочий и функций правовые инспекторы труда Профсоюза имеют право:
4.1. Осуществлять в соответствии с порядком, определенным выборным коллегиальным исполнительным органом Профсоюза, проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, прав профсоюзов, выполнения ими условий коллективных договоров, соглашений.
4.2. В установленном порядке беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации, в которых работают члены Профсоюза, в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий соглашений и коллективных договоров, локальных нормативных актов, трудовых договоров.
4.3. Принимать участие в совместных с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, органами, осуществляющими управление в сфере образования и функции по контролю и надзору в сфере образования, проверках по соблюдению работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих социально-трудовые отношения, права профсоюзов.
4.4. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, условий коллективных договоров, соглашений (форма №1-ПИ, приложение №1 к настоящему Положению).
В случае невыполнения представлений подготавливать и направлять материалы в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, иные органы власти с предложением применить к виновным соответствующие меры воздействия.
4.5. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и беспрепятственно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.
4.6. Защищать в установленном законодательством порядке права и интересы членов Профсоюза, профсоюзных организаций в органах по рассмотрению трудовых споров, принимать участие в рассмотрении трудовых споров (в том числе в качестве эксперта, представителя), связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, а также с изменениями условий труда.
4.7. Информировать и консультировать членов Профсоюза и представителей работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий соглашений и коллективных договоров, локальных нормативных актов и трудовых договоров.
4.8. Принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в разработке коллективных договоров и соглашений, проводить юридическую экспертизу проектов законов и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.
4.9. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (форма №2-ПИ, приложение №2 к настоящему Положению).
4.10. Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда).
4.11. Участвовать в совещаниях, семинарах, в том числе в рамках международных организаций, подготавливать материалы для обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; оказывать помощь членам Профсоюза в подготовке обращений в Европейский суд по правам человека.
4.12. Подготавливать инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.
4.13. Ежегодно обобщать статистические данные, практику работы территориальной правовой инспекции труда Профсоюза, вести учет и направлять в соответствующие профсоюзные органы материалы, а также сведения о фактах нарушения прав профсоюзов и принятых мерах по их пресечению (устранению) (форма №5-ПИ, приложение №5 к настоящему Положению).
4.14. Публиковать статьи в газетах и журналах, на сайтах в Интернете, выступать на радио и телевидении с сообщениями о деятельности правовой инспекции труда Профсоюза.
4.15. Главный правовой инспектор труда Профсоюза наряду с правами, указанными в пунктах 3.1 - 3.15 настоящего Положения, имеет право рассматривать возникшие разногласия между работодателями, их представителями и иными должностными лицами организаций (при их обращении) и правовыми инспекторами труда Профсоюза по вопросам, входящим в их компетенцию, и принимать по ним решения.

V. Обязанности и ответственность правовых инспекторов труда Профсоюза
5.1. В целях обеспечения выполнения возложенных на правовую инспекцию труда Профсоюза задач и функций правовые инспекторы труда Профсоюза обязаны:
5.1.1 добросовестно осуществлять свои полномочия, содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, профсоюзных организаций, укреплять авторитет Профсоюза;
5.1.2 при осуществлении профсоюзного контроля (проведении проверок) за соблюдением трудового законодательства быть объективными, руководствуясь только законодательством, соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей;
5.1.3 при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности соблюдать конфиденциальность в отношении персональных данных членов Профсоюза;
5.1.4 считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы;
5.1.5 постоянно повышать свою квалификацию, изучать законодательство и судебную практику;
5.1.6 вести учет своей деятельности и отчитываться перед организацией Профсоюза, в которой он принят на работу;
5.1.7 ежегодно в установленном порядке и сроки представлять отчет о правозащитной работе организации Профсоюза (Профсоюза) с пояснительной запиской к отчету, а также иную дополнительную информацию правового характера.
5.2. Правовой (главный правовой) инспектор труда Профсоюза ежегодно не позднее 1 февраля следующего за отчетным года представляет в Центральный совет Профсоюза (далее - ЦС Профсоюза) отчет о правозащитной работе региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по установленной форме (форма №4-ПИ, приложение №4 к настоящему Положению).
К отчету о правозащитной работе региональной (межрегиональной) организации Профсоюза в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, содержащая информацию в соответствии с методическими рекомендациями по заполнению и представлению региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза отчета о правозащитной работе и информации о правозащитной работе (приложение №6 к настоящему Положению).
5.3. Правовой (главный правовой) инспектор труда Профсоюза, виновный в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несет ответственность в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, настоящим Положением.
5.4. Жалобы на принятые решения правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза рассматриваются соответствующими выборным единоличным и (или) коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза, а при необходимости вышестоящим выборным коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза в порядке, установленном в организации Профсоюза.
Разногласия по решениям, принятым главным правовым инспектором труда ЦC Профсоюза, рассматриваются председателем Профсоюза и при необходимости на заседании Исполкома Профсоюза.

VI. Формирование и организация обеспечения деятельности правовой инспекции труда Профсоюза
6.1. Общее руководство деятельностью правовой инспекции труда Профсоюза осуществляет Центральный совет Профсоюза, текущее руководство осуществляет Исполнительный комитет Профсоюза, председатель Профсоюза в пределах своих полномочий.
Руководство деятельностью правовой инспекции труда Профсоюза, действующей на территории субъекта Российской Федерации (далее - территориальная правовая инспекция труда Профсоюза), осуществляется соответствующими выборными органами региональной (межрегиональной) организации Профсоюза.
6.2. Правовая инспекция труда Профсоюза формируется по отраслевому принципу на федеральном и территориальном уровнях организационной структуры Профсоюза и состоит из правовой инспекции труда ЦС Профсоюза, возглавляемой главным правовым инспектором труда ЦС Профсоюза, и территориальных правовых инспекций труда Профсоюза, возглавляемых главными правовыми инспекторами труда соответствующих выборных коллегиальных постоянно действующих руководящих органов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.
Порядок формирования территориальной правовой инспекции труда Профсоюза, в том числе с учетом кадрового обеспечения на уровне местных и первичных профсоюзных организаций, определяется региональной (межрегиональной) организацией Профсоюза.
6.3. Правовые (главные правовые) инспекторы труда Профсоюза являются штатными работниками аппаратов организаций Профсоюза (Профсоюза).
На должность правового инспектора труда Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности, как правило, не менее трех лет.
Правовой инспектор труда Профсоюза непосредственно подчиняется председателю организации Профсоюза, а также выполняет решения, принятые органами Профсоюза, органами организаций Профсоюза и главным правовым инспектором труда ЦС Профсоюза в пределах своей компетенции.
6.4. На должность главного правового инспектора труда Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Главный правовой инспектор труда Профсоюза является руководителем соответствующей правовой инспекции труда Профсоюза.
Главный правовой инспектор труда Профсоюза непосредственно подчиняется председателю организации Профсоюза, выполняет решения, принятые органами Профсоюза, органами организаций Профсоюза, а также главным правовым инспектором труда ЦС Профсоюза в пределах своей компетенции.
6.5. Главный правовой инспектор труда ЦС Профсоюза выполняет функции по:
6.5.1 непосредственному организационному и методическому руководству деятельностью правовой инспекции труда Профсоюза, широкому информированию о ее деятельности;
6.5.2 координации работы правовых инспекторов труда Профсоюза, оказанию содействия в выполнении возложенных на них задач;
6.5.3 внесению предложений по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора), по принятию мер по устранению выявленных нарушений прав членов Профсоюза, профсоюзных организаций;
6.5.4 осуществлению контроля за соответствием действующему законодательству принятых правовыми инспекторами труда Профсоюза решений;
6.5.5 представлению в ЦС Профсоюза (Исполком Профсоюза), а также в ФНПР ежегодной информации о правозащитной деятельности и внесению предложений по ее совершенствованию;
6.5.6 внесению в установленном порядке предложений о награждении правовых инспекторов труда Профсоюза профсоюзными знаками отличия и другими наградами, а также материальному их поощрению за эффективную правозащитную работу;
6.5.7 организации обучения и повышения квалификации правовых инспекторов труда Профсоюза в соответствии с планами, утверждаемыми Исполкомом Профсоюза.
6.5.8 главный правовой инспектор труда ЦС Профсоюза непосредственно подчиняется председателю Профсоюза, а также выполняет решения, принятые органами Профсоюза.
6.6. Статус внештатного правового инспектора труда Профсоюза в отношении полномочий, обязанностей и ответственности приравнивается к статусу штатного правового инспектора труда Профсоюза, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации настоящим Положением.
Внештатные правовые инспекторы труда Профсоюза утверждаются выборным коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза из числа лиц, относящихся к профсоюзному активу и работающих в сфере образования не менее двух лет, которые прошли специальное обучение (стажировка в территориальной правовой инспекции труда Профсоюза и др.).
Региональная (межрегиональная) организация Профсоюза вправе определять особенности реализации и прекращения полномочий внештатных правовых инспекторов труда Профсоюза.
Внештатный правовой инспектор труда Профсоюза может быть лишен своего статуса решением выборного коллегиального исполнительного органа организации Профсоюза по причинам, связанным с невозможностью реализации полномочий по различным основаниям (в том числе в связи с виновным поведением), а также в связи с прекращением членства в Профсоюзе.
Внештатный правовой инспектор труда Профсоюза освобождается от основной работы для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, а также для участия в семинарах, совещаниях, конференциях, съездах и в работе других выборных профсоюзных органов. Условия освобождения его от основной работы и порядок оплаты времени выполнения обязанностей правового инспектора труда Профсоюза и обучения определяются коллективным договором, соглашениями.
6.7. Правовой (главный правовой) инспектор труда Профсоюза назначается и освобождается от должности решением единоличного исполнительного органа организации Профсоюза.
Главный правовой инспектор труда ЦС Профсоюза назначается на должность и освобождается от должности председателем Профсоюза.
6.8. Председатель организации Профсоюза в обязательном порядке в недельный срок уведомляет ЦС Профсоюза и главного правового инспектора труда ЦС Профсоюза о назначении на должность и освобождении от должности правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза.
6.9. Организация Профсоюза самостоятельно определяет штатную численность правовых инспекторов труда Профсоюза с учетом необходимости обеспечения осуществления правозащитной деятельности на профессиональной основе и в соответствии с рекомендациями Исполнительного комитета Профсоюза.
6.10. Правовому (главному правовому) инспектору труда Профсоюза выдается удостоверение установленного образца (приложение №3 к настоящему Положению).
Удостоверение заверяется печатью организации Профсоюза (Профсоюза) и подписывается председателем организации Профсоюза (председателем Профсоюза).
При освобождении от должности правового (главного правового) инспектора труда Профсоюза (при лишении статуса и прекращении деятельности внештатного правового инспектора труда Профсоюза) удостоверение подлежит возврату.
6.11. Правовые (главные правовые) инспекторы труда Профсоюза не реже чем один раз в два года проходят специальное обучение, организуемое в соответствии с планом работы ЦС Профсоюза.

Приложения к данному документу можно найти на официальном портале Общероссийского профсоюза образования  www.ed-union.ru