- Владимир Филиппович, как вы оцениваете изменения, которые произошли в образовании?
- О «научности» выполненных за полвека реформ в области отечественной системы образования делает однозначный вывод академик РАО Марьяна Безруких: «За последние 50 лет все школьные реформы проводились сверху без научного обоснования... Даются готовые знания, которые дети должны заучивать... Современный метод обучения «заучивание-повтор» - самый неэффективный путь... Нужно менять технологию обучения». И такой вывод дорогого стоит.
Реформы начались с авторитарно принятого в 1954 году решения смешать мальчиков и девочек в общие классы. Причем смешать по календарному возрасту. При таком подходе мальчики оказались на 2 года младше по физиологическому возрасту по сравнению с девочками, что является грубейшим нарушением требований отечественной гигиенической науки к формированию классов по критерию школьной зрелости.
Вскоре также без научного обоснования было введено скоростное безотрывное письмо, что привело к деградации связанных усилий руки с мозговыми ритмами. Сразу же была внедрена шариковая ручка, запустившая статические нервно-мышечные напряжения в области руки, шеи и даже всей верхней половины тела. Выполненными под нашим руководством исследованиями установлено: предание забвению ритмически нажимного каллиграфического письма - это разрушение базовой технологии, конструирующей творческое воображение и психику. Еще Иван Михайлович Сеченов показал, что строительство психического процесса разворачивается на основе мышечных усилий. Причем начинается оно с чрезмерной мобилизации избыточных мышечных систем: «Кто видел начинающих учиться играть на фортепиано, тот знает, каких усилий стоит им выделение гамм. Бедняжка помогает своим пальцам и головой, и ртом, и всем туловищем. Но посмотрите на того же человека, когда он развился в артиста! Пальцы бегают у него по клавишам не только без всяких усилий, но зрителю кажется даже, что движения эти совершаются независимо от воли, - так они быстры. А дело ведь и здесь в привычке».
Установлено: в процессе формирования свободы ритмических усилий происходит наложение и настройка графических ритмов руки с ритмами мозга и сердца. В эксперименте мы показали: любая угловатость и судорожность почерка - это внесение хаоса в жизнетворные ритмы сердца и мозга. Вот почему игнорирование школой формирования у детей ритмического каллиграфического письма на технологически грамотной основе привело к тому, что к концу начальной школы различные функциональные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы выявлены у 65%.
Многие скажут: тогда вообще почерк не нужен. Зачем мучить ребенка? Но утонченные произвольно-волевые усилия, и особенно графические, абсолютно необходимы не только для формирования адекватного образного мироотражения, но и для формирования тонких нейроэпителиальных структур мозга. Изгнание из базового учебного плана ручного творчества, в том числе графического, - это запуск вялотекущей деградации духовного потенциала новых поколений народа. Научными фактами я готов доказать: творческий взлет человеческого гения в том числе связан с обретенной свободой каллиграфического почерка.
Однако вернемся к эпидемии школьных реформ. Вслед за скорописью из школы изгнали ростомерные парты с оптимальной для зрительного восприятия наклонной рабочей поверхностью и заменили их на крайне неудобные для детей одномерные столы с горизонтальной рабочей поверхностью. Это запустило эпидемию нарушений развития позвоночника.
Наконец, была осуществлена «знаменитая» реформа 1966 года. Она была направлена на окончательную «теоретизацию» знаний и дальнейшую интенсификацию учебного процесса за счет перевода 4-летней начальной школы на 3-летнюю. Кроме того, усложнение существующих программ и окончательное изгнание из базового учебного плана воспитательно-развивающих подходов, которые содействуют здоровому развитию ребенка (рукотворчество, ГТО, трудовое, музыкальное, художественное, полноценное физическое воспитание, рисование, риторика, каллиграфия).
Итоги всех выполненных реформ вскоре озвучили не журналисты, а совершенно официальные лица, авторитетные ученые, специалисты - медики, психиатры и даже министры. Министр здравоохранения 80-х годов академик Евгений Чазов: «За голову хочется схватиться, до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные - в 4 раза, а мочеполовые - в 2 раза. Ведь эти все болезни - чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то при чем?»
- Но ведь все эти реформы кем-то принимались? Чем руководствовались люди, которые их проводили?
- Весь парадокс всех этих реформ в том, что все они были выполнены... вне закона. Дело в том, что Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы в образовательных учреждениях осуществлялись меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации их питания. Кроме того, все программы, технические, аудиовизуальные средства обучения, учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Все эти годы после выхода в 1999 году данного закона школа работает с детьми без таковых заключений на указанные выше режимы и технологии обучения.
Так шло завершение той идеи, которую наиболее глубоко и точно выразил швейцарский мыслитель Ферьер: «Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде. ...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали любовь и доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились».
И только в контексте всего отмеченного выше можно и нужно оценивать такую инициативу, как ридеры. Оценить их вред или пользу нетрудно. Экспериментальная группа в течение одной-двух недель занимается с учебниками. До и после данного срока оцениваются функциональные показатели организма, мозга, в том числе утомляемость. После этого данная группа занимается с ридерами. И вновь оцениваются те же показатели. Но при наличии трех академий этого не делается!
У нас есть исследования, как постоянная мелькающая частота негативно влияет на сосуды мозга. На этом основании со всей ответственностью утверждаю: по сравнению с учебниками ридеры отрицательно повлияют на самочувствие и здоровье детей. А если ридеры негативно влияют на самочувствие и здоровье детей, то все остальные мифические преимущества и сравнения теряют смысл.
Учитывая, что здоровые дети исчезли из нашей жизни, сегодня все граждане перед высшей властью должны ставить вопрос в единственной плоскости: о неотложном переводе всей отечественной системы образования на щадящую коррекционно-здравоохранительную основу. Во всех школах должны быть внедрены строжайший мониторинг и строжайшее требование: «Педагоги и учителя! Не навредите ученикам, щадите и так изначально ослабленных, нездоровых детей».
- Что же нам делать, как уберечь наших детей?
- Когда ребенок поступает в образовательное учреждение, родители и школа в обязательном порядке подписывают договор об оказании образовательных услуг. И в первую очередь здесь речь идет об исполнении образовательным учреждением статьи 51 Федерального закона «Об образовании»: «Образовательное учреждение гарантирует сохранение и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Проверьте в поликлинике ребенка на предмет традиционных форм патологии (зрение, позвоночник, состояние сердечно-сосудистой и психической сфер) в начале, середине и в конце учебного года. При возникновении школьных форм патологии на правовой основе предъявляйте иски к системе образования. Это самые элементарные гражданские поступки, с которого можно будет считать себя не только настоящей матерью, отцом, но и человеком.

P.S.  4 мая Владимир Филиппович отметил свое 70-летие. Коллектив «УГ» поздравляет давнего друга газеты и ее автора с юбилеем. Желаем здоровья, долголетия и новых научных открытий.