Союз науки и искусства
Любимый афоризм Дмитрия Юрьевича: «Здесь Родос, здесь и прыгай!» Вероятно, молодому, энергичному, в хорошем смысле амбициозному человеку близка басня Эзопа «Хвастливый пятиборец», потому что для него главное в профессии - заниматься творчеством, пробовать новые идеи, достигать вместе с учениками важных высот, становиться сильнее, мудрее, удивлять и удивляться. Не кичиться, как тот герой из басни, вернувшийся после путешествий по острову Родос, где он, дескать, совершил невероятный, неповторимый для других прыжок, а здесь и сейчас демонстрировать свои достижения, умения, способности, совершать поступки и творить добрые дела там, где ты живешь и работаешь. А работа для выпускника Тюменского государственного университета в гимназии №16, в которую он попал по строгому конкурсному отбору, стала, похоже, делом любимым, и надолго. Не без гордости учитель физики с трехлетним стажем и одновременно тренер спортивной секции «Кудо» говорит о важности и потенциале мужского воспитания, вспоминая талантливых педагогов-мужчин Макаренко, Сухомлинского.
Физика, считает педагог, наука философская, метапредметная. Она открывает детям естественнонаучную картину мира. С первых шагов молодой учитель на практике начал осваивать методы и приемы, повышающие познавательную активность школьников, доказывая особую роль физических экспериментов. Чтобы понять, что такое звук и чем он характеризуется, на мастер-классе он провел опыт с помощью подручных средств, лежащих на столе: стеклянные бутылки, ножовки, металлические диски, линейки... Извлекая звуки из разных предметов и сравнивая их, стало понятно, что звук возникает, когда тела колеблются. Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук, чем выше частота колебаний, тем выше звук. Он также меняется в зависимости от материала, из которого сделан источник звука. От физических свойств звука педагог переходит к понятию «шум», а затем к музыке как гармонии звуков и человеческих чувств, переживаний. Здесь Дмитрию Юрьевичу помогают музыкальные способности: голос, игра на гитаре. И тема «Звук» приобретает метапредметное звучание.
Победный дуэт мужчины-педагога Дмитрия Коляденко и женщины-педагога Марины Мальцевой не первый в истории конкурса «Учитель года». На федеральном уровне в 2007 году Большого Хрустального пеликана вместе держали на сцене два математика: Анна Мехед из Москвы и Дмитрий Гущин из Санкт-Петербурга. В этой паре победителей удачно сошлись физика и лирика, наука и искусство, добавилась гармония смелости начала пути в профессии и мудрости опыта, когда превалируют мастерство, глубина, системность. Любопытно и другое. Если физик Коляденко старательно продвигал слушателей к тому, что существуют видимые и невидимые связи научного знания с гуманитарным, то филолог Мальцева, помимо блестящего владения словом, удивляла серьезными достижениями в ИКТ. Оба лидера - «лирический физик» и «технологический филолог» - показали высокий современный уровень понимания роли их предметов для развития у детей лучших качеств личности, для формирования их общей духовной культуры, нравственных ценностей.
В педагогической копилке достижений Марины Анатольевны солидный список побед: призер Всероссийского конкурса профессионального мастерства по применению ЭОР (электронные образовательные ресурсы) в образовательном процессе «Формула будущего-2011» в номинации «Раздел сайта образовательного учреждения», победа в областном конкурсе стендовых уроков, грант первой степени за клуб «Провинция», первое место в конкурсе виртуальных музеев, воспитательных программах «Я - сибиряк». Свой талант учителя словесности она ярко проявила на всех конкурсных заданиях, особенно на уроке литературы, когда подняла деликатную тему особенностей национального характера и тонко рассмотрела ее с учениками 10-го класса на примере текста произведения тюменского писателя Ивана Ермакова, а затем на сценическом мастер-классе глубоко и изящно раскрыла тему «О русской лени и смысле слова».
Начав с эпиграммы своего знаменитого земляка Петра Ершова, автора драматических, лирических произведений, известной сказки «Конек-Горбунок», после появления которой А.С.Пушкин сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить», педагог ставит вопрос, что мы понимаем под словом «лень». Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью? Галерея художественных образов, связанная с этим качеством, обширна. Великие ленивцы в русском фольклоре? В русской классической литературе? Непревзойденный типаж - Илья Ильич Обломов, получивший первоначальное воспитание в сытой и размеренно ленивой Обломовке. Предлагая пересчитать количество глаголов и прилагательных в первом монологе Обломова, учитель раскрывает перед слушателями секреты психолингвистики, ссылаясь на индекс Буземанн-Шлисманн, чья методика позволяет анализировать речь как способ выражения психологических особенностей говорящего. Оказывается, те, кто использует мало прилагательных и много глаголов, характеризуются высокой психомоторной активностью, мышечным напряжением и стремлением к деятельности; они показывают высокую работоспособность. Так ли уж ленив, обращается к нам педагог, Обломов? Причина его «лени» в бесполезной деятельности: «Как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это?» И начинает со слушателями обсуждение. Какие качества мы по инерции, из какой природной лени, не желая задумываться, прикрываем этим словом? В политике? В образовании? В психологии? В медицине? Оригинальность подхода к теме продолжается в демонстрации на сайте специальной программы фоносемантической оценки слова. Можно и нужно по-разному относиться к таким программам, говорит Марина Анатольевна, но она хорошая основа для формулирования проблемных вопросов. Возвращаясь к эпиграмме Петра Павловича Ершова: «Не забыта мать-Россия// У небесного царя.// Всюду реки медовые// И молочные моря.// И богатым и убогим// Пир готов на каждый день.// Дело только за немногим:// Ложку в руки взять нам лень», - педагог пытается взглянуть на нее с позиции современной жизни, предлагая ироничный, достаточно острый по проблематике собственный поэтический вариант. Мастер-класс Марины Мальцевой - блестящий пример изящного и тонкого представления опыта, дарований, знания и понимания того, о чем говорит педагог, владения чувством меры, самоиронии, уважительного отношения к слову. Это некий протест против прямолинейности, однозначности трактовки образов в школьных сочинениях, понимание необходимости для педагога знания смежных наук, внимательного отношения к оттенкам значения слов, желание открыть школьникам удивительный мир филологического краеведения.

Времена года Лидии Русаковой
Площадкой проведения XX, юбилейного конкурса «Педагог года-2012» стала в очередной, четвертый, раз 70-я общеобразовательная школа города Тюмени. Почему четвертый? Столько же раз учителя из этой школы становились первыми на предыдущих областных конкурсах. Сама школа 22 мая будет праздновать свой юбилей. Десять лет назад в результате объединения двух образовательных учреждений появилась новая, уникальная в своем роде, со своим особым стилем, оригинальной образовательно-воспитательной концепцией, неповторимым колоритом Школа Сотворчества. Директор, известная теперь не только в Тюмени, но и во всей России первая победительница городского и областного конкурса «Учитель года Тюменской области-1992», абсолютный победитель конкурса «Лидер в образовании-2005» Лидия Николаевна Русакова и ее талантливый коллектив не перестают удивлять своих учеников, родителей, гостей, не раз переступавших порог этого теплого дома добра и творчества с новыми идеями и программами, устройством жизни, культурного пространства, здоровьесберегающими методиками, медиацентром, школьным ТВ, уникальным сайтом, праздниками, садом и цветами вокруг, всегда звучащей музыкой (в школе 25 фортепиано!). И в этом году мы не могли не заметить перемены в ее внешнем и внутреннем облике. Лидия Николаевна рассказывает: «Архитектура нашего школьного здания весьма примитивна: четыре лестницы, на каждом этаже - четыре зала, между ними коридоры, двери всех классных кабинетов выходят в рекреационные залы, в каждом зале всего два окна (с торца здания). Темно и скучно, однообразие линий навевает тоску.
Нужно было самый экономичный и потому невыразительный архитектурный проект преобразить: поселить в здании состояние радости и света, одухотворить школьные пространства.
Как мы это сделали? Включили школьное здание в движение времен года - от зимнего солнцеворота, «великого праздника природы» (М. Пришвин), к весне, лету, осени и вновь - к зиме. Тема круглого года как движения времени через пространства увлекла всех, подарила множество творческих идей».
Теперь все лестницы выкрашены в цвета четырех времен года: зима - синий, весна - розовый, лето - зеленый, осень - желтый, на каждой лестнице - двери того же цвета; каждая лестница ведет в зал «своего» времени года. Благодаря современным рекламным технологиям под каждой лестницей «распахнуты» окна в сад - зимний, весенний, летний, осенний. В простенках лестниц - фотографии: пейзажи разных времен года. В каждом зале на каждом этаже художественно уложена плитка, подобраны цветовые оттенки в соответствии с природной темой зала. Двери в учебные кабинеты поменяли на стеклопакеты с большим стеклом (с безопасным покрытием), благодаря чему в залах стало много света, возникло ощущение распахнутого пространства.
- Типовое школьное здание открылось, - продолжает Лидия Русакова, как всегда, образно и без пафоса, - дыханию природы, освободив сознание жителей Школы Сотворчества от однообразия повседневности.
Далее нужно было наполнить «природные» пространства школы культурными смыслами, и каждый зал, кроме природного названия, получил еще и свою культурную тему: «Зимний сад», «Весна Средневековья», «Колыбель культуры», «Города и страны, придуманные писателями». В каждом зале появились интерактивные культурообразующие артобъекты, с которыми можно играть, развивая свои творческие возможности. Вокруг школы мы посадили сад, и времена жизни нашего сада обрели созвучие с временами жизни школьных пространств и их жителей... Тема скуки и тоски при этом исчезла сама собой, школа наполнилась событиями и праздниками...
И раньше, по правде сказать, не замечала скуки в этой школе, в которой так органично сочетаются грамотно организованный учебно-воспитательный процесс и многочисленные праздники. Один из них - нынешний конкурс «Педагог года-2012», который благодаря особому духу 70-й и учредителям, сумевшим провести его на оценку «пять с плюсом», действительно стал праздником для всех его участников, включая самих конкурсантов - их было 12, учеников и родителей (конкурсное задание «Беседа с родителями»), для членов жюри и почетных гостей. Главный штаб конкурса - ТОГИРРО, как всегда, оказался на высоте! Во всем проявлялась слаженность работы тех, кто уже многие годы в конкурсном движении. Среди них Валентина Худякова, председатель межрегиональной организации Профсоюза работников образования и науки, ректор ТОГИРРО, народный учитель России Ольга Ройтблат и ее команда, а также относительно недавно назначенные руководители Департамента образования и науки Тюменской области - директор Алексей Райдер и его первый заместитель Павел Креков. Пусть так будет и дальше. Все основания для этого есть. Убедилась в этом сполна после встречи и беседы с Алексеем Владимировичем Райдером, молодым креативным руководителем нового поколения, с серьезным базовым образованием в области юриспруденции, экономики, с практикой работы педагогом допобразования, в системе управления образованием.

Тюмень