«Всегда знала, что буду учителем». Ирине было года четыре, а она собирала всех соседских детишек, под ее педагогическую руку попадались даже те, что постарше, усаживала рядком, доставала яблоки и... учила. «Это зеленое яблоко. А это красное яблоко. Всего два яблока». Получались настоящие интегрированные уроки: и художественные основы, и математические. Все, что узнавала сама, тут же доносила до «учеников». «Сильнее всех от меня «пострадала» младшая сестренка Аня. Зато в школу пошла хорошо подготовленной».
Сама Ирина легко училась на «отлично». В восьмом классе перешла в престижную гимназию №9, в физико-математический класс. Разница с обычной школой была огромная, испытала стресс, непривычно было поначалу оказаться не в первых рядах. Большая нагрузка по всем предметам, а не только по профильным, да еще участие в олимпиадах. Главное достижение Ирины Дорофеевой - вошла в число лидеров Всероссийской олимпиады по математике. До сих пор вспоминает «девятку» с благодарностью: прошла в ней настоящую школу выживания, поняла значимость внутренней дисциплины. Помимо знаний вынесла из гимназии умение ставить высокие задачи (не только математические) и успешно решать их.
Во время учебы в Уральском педагогическом университете стала помогать своим бывшим педагогам, подхватывала их классы, когда те уезжали с группой ребят на олимпиады. Получила две специальности - учитель математики и учитель информатики - и пришла работать в екатеринбургскую общеобразовательную школу №93. Преподает в нескольких параллелях, начиная с пятого класса. Продолжает образование в магистратуре, чтобы потом вести профильные математические классы.
Первый год, первая четверть, первые уроки... Не меньше месяца у молодого педагога ушло на то, чтобы приспособиться к классам, понять их, заставить слышать и слушать себя. Сложные по возрасту пятиклашки, непослушные, склонные перечить. Один день гиперактивные, другой день тихие, не раскачать их. Старшеклассники же придирчивы к педагогу, который их ненамного старше. Нужно сразу точно выстроить отношения, обозначить роли. Войти лояльно, никого не обидеть, но постоянно быть готовой «держать удар». Разобраться, кто кивает головой, мол, все ясно, на деле же отвлекается и думает о другом, а кто говорит отчаянно «ничего не понял, ничего не понял», а контрольную потом пишет на пятерки. Самое важное, самое трудное, самое главное - это дисциплина. Без нее ничему не научить даже способных ребят. А для ее поддержания требуются воля и сила характера. «Сейчас в класс захожу: все по стойке «смирно» стоят: меня это радует, значит, можно начинать урок...»
Вывод первый: учение начинается с дисциплины.
...Движется урок, дети решают примеры. Теперь задача: и вдруг остановка, возникло непонимание. К следующим темам переходить рано, придется повторить прошедшее, порешать однотипные задачи. В другом же классе легко проскочили задачи, но застряли на определениях. Учитель обнаруживает, что термины и понятия не усвоены, учебник мало кто открывал. Значит, время творческой паузы: составляют кроссворд по новой теме, здесь без учебника не обойтись.
Дорофеевой легко удается перестраиваться по ходу урока, помогает внутренняя мобильность: «Вы, может быть, удивитесь, но я не боюсь «наступать на грабли». Они указывают на проблему и выводят на тот метод, который помогает ее решить. «Вывернуть грабли» - это я люблю».
Алгебраический язык сложен, он не всеми воспринимается, естественно, и дело тут не в возрасте: головы устроены по-разному. В одном классе программирование идет на самостоятельном уровне: раз показал структуру или цикл, и ребята сами моделируют, в другом нужно написать программу и повторить не единожды. Но математику и информатику всем учить надо! «Мы рисуем начальную схему, потом она перетекает в таблицу. Что-то нарисовать, что-то написать, что-то проговорить несколько раз. Учимся взаимодействию частного и общего. Используешь разные варианты ведения урока по одной теме, чтобы дети с разным мышлением и восприятием смогли разобраться».
Вывод второй: не бояться «наступать на грабли».
Сначала администрация школы не планировала поручать первогодку классное руководство, ведь опыта работы еще нет. Но реальность иной раз вносит коррективы. Педагогов не хватает, у Ирины же присутствуют ценные качества: она готова пробовать себя в самых разных ролях и ничего не боится.
Шестой класс отвык от активного общения с классным руководителем, так получилось, что педагог, ответственный за ребят, часто болел, не до походов ему было и не до концертов. Когда Ирина взяла шестиклашек под свое попечительство, началось активное внешкольное общение: вместе ходят в кино, собираются после уроков, посетили даже крокодиловую ферму. Побывали на сказке в учебном театре Екатеринбургского театрального института, затем отправились на оригинальное пластическое представление. Дорофеева сначала сама спектакль посмотрела и решила: «Пусть я пойду второй раз, но дети это должны увидеть». Учебный театр ей нравится тем, что там тоже учатся, можно наблюдать, как совершенствуются постановки. К тому же она испытывает родственные чувства к театральной профессии: «Учитель ведь тоже должен быть немножко актером».
Однажды был такой случай. Сидит после уроков ученик и плачет. Что-то не получилось, а он привык, что мама всегда его утешит и плохой оценки точно не поставит. «Я посидела-посидела рядом, поуговаривала - и тоже заплакала. Ну если такой мужчина плачет, то что мне, бедной девушке, делать? Он удивился, утер слезы, встал, принес мне стакан моего любимого сока - и быстро решил задачу!»
Поначалу нелегко было сориентироваться, кто есть кто в подопечном классе, на кого можно положиться и опереться, за кем глаз да глаз - собственных уроков Дорофеева там не ведет. Присутствовала на занятиях и ко второй четверти составила общую картину класса. Помогло здесь и общение с родителями. В процессе образования и воспитания огромную роль играет семья. Очень быстро Ирина уяснила: когда удается выстроить отношения с мамами и папами, лучше понимаешь детей, находишь к каждому подход. Через родителей пролегает путь к ребенку. Но общение со взрослыми непростое, не сразу она научилась с ними ладить. Молодую учительницу многие стремятся и поучать, и критиковать. «Я соглашаюсь: «Да, вы правы». Свое мнение высказываю, но готова прислушаться и к родительскому. Поступаю же так, как сама считаю нужным и верным». Сейчас шестиклассники очень довольны, что у них появилась Ирина Дорофеева, жизнь в классе стала более насыщенной и разнообразной, ребята сдружились.
Вывод третий: если быть классным руководителем, то быть классным.
«Утром, когда захожу в школу, меня иногда спрашивают: «Почему ты такая веселая, что-то хорошее случилось?» «Случилось, - отвечаю, - в школу пришла!»
Отношения в коллективе сложились у Ирины Сергеевны хорошие. «Довольна, что оказалась в 93-й школе. У нас много молодых, держимся вместе. Но и с теми, кто постарше, я с удовольствием общаюсь. С коллегой, учительницей информатики, могу поделиться личным: мы каждый день ждем, когда закончатся уроки, детки разойдутся, можно будет спокойно сесть у нас в лаборантской и чайку попить, о жизни поговорить».
Устает молодая учительница очень. К концу третьей четверти почувствовала упадок сил, правда, за каникулы быстро восстановилась. И вновь на работу как на праздник. Это не пустые слова. «Я сознательно выбрала школу, потому что сомнений не было и нет: педагогика - мое дело. Работаю я с высокой нагрузкой, школа двухсменная, прихожу к 8 утра и часто ухожу в 7 вечера: много уроков, плюс классное руководство, плюс лаборантская деятельность (веду проекты «Сетевой город», «Электронный дневник» и другие). Утром с трудом глаза открываешь. Сил никаких, а ведь нужно не просто урок отчитать, но эмоционально реагировать, быть активно включенной в процесс. Значит, будет тренинг в трамвае. Напоминаю сама себе: «Это мои любимые дети, это моя любимая школа». Создаю положительный настрой, он по жизни меня ведет. Иногда бывает очень трудно, но руки никогда не опускаю: борюсь всеми способами, не сдаюсь, я упрямая».
Вывод четвертый: оставаться оптимистом, несмотря ни на что.

Екатеринбург