Задача урока: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова.
Цели:
- раскрыть масштабность личности М.В.Ломоносова как сына Отечества, показать, какой вклад внес ученый в развитие России, актуальность и востребованность его идей в современном обществе;
- развивать навыки работы с поэтическим текстом, умение пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения, обучать монологическому ответу;
- воспитывать у детей любовь к знаниям, к творческой деятельности.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование урока: мультимедийные средства, кинофильм «Михайло Ломоносов», презентации учителя и учеников, кантата М.И.Глинки, мозаичные картины Ломоносова, учебник литературы под редакцией Г.С.Меркина (6-й класс), выставка книг о М.В.Ломоносове.

Ход урока
Вступительное слово учителя с обозначением темы, целей урока.
Инсценирование
Ведущий: Во времена Петра Великого в небольшой деревне в семье Ломоносовых в 1711 году родился сын Михайло. Крепок он был здоровьем. Очень скоро его отец Василий Дорофеевич стал брать сына с собой в море. Ходили они на отцовском корабле «Чайка» по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану.
Михайло Ломоносов (задумчиво): Люблю я свой край. Простор кругом, река широкая. Рыбу люблю ловить. Люблю шторм на море, когда кажется, что корабль разнесет по щепочкам. А приложим с отцом силу, глядишь - и выбрались из беды. А вчера были мы с отцом в Холмогорах. Рыбы на торговой площади видимо-невидимо! Иностранных купцов видел, говорят они как-то чудно. Торгуют разными товарами. На обратном пути отец поручил мне определить направление ветра, самому вести корабль. Эх, красота!
Ведущий: Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу.
М.Ломоносов: Вчера исполнилось мне 19 лет. А мечту свою я так и не осуществил. Хочу учиться. И грамматику, и арифметику я всю изучил. И книг много прочитал. Но, говорят, в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много. Но как это объяснить отцу?
Ведущий: Упрям отец, но не меньше упрям и сын. Быть рыбаком хорошо, но желание учиться все затмевает, да и жениться еще рано.
М.Ломоносов: Я готов всякое мучение принять, такая у меня охота к наукам, все равно я из дома уйду.
Подача нового материала через группу биографов
Не сразу приняли Ломоносова в Славяно-греко-латинскую академию. Ему пришлось скрыть свое происхождение и выдать себя за дворянина. Однако вскоре он проявил выдающиеся способности к учению. А через некоторое время был направлен в числе лучших 12 учеников в Петербург, в гимназию при Академии наук. Не прошло и года, как его в числе лучших студентов университета отправляют в Германию. Немецкие профессора были восхищены талантом, знаниями и трудолюбием Ломоносова.
Возвратившись в Россию, полный сил и энергии, он приступает к работе в Петербургской академии наук, где трудится до конца своей жизни. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый российский университет, добился того, чтобы туда принимали не только детей дворян, а всех сословий.
Учитель: М.В.Ломоносов стал основоположником многих наук, которые после него получили широкое распространение в России. Не случайно А.С.Пушкин потом воскликнет: «Он не только открыл университет… он сам был первым нашим университетом».
Я приглашаю к работе группу исследователей. (На доске схема-таблица с «лучиками» - направлениями научных исследований ученого, в центре которой портрет М.В.Ломоносова.) Давайте вспомним и назовем некоторые из его научных открытий.
1-й ученик: Любимая наука Ломоносова - химия, в XVIII веке она считалась вспомогательной наукой. Ломоносов вывел ее в разряд «первейших наук», создал химическую лабораторию в Петербурге. Нашел рецепты цветных стекол, мозаичной массы - смальты, основал мозаичную фабрику. Занимался историей изготовления фарфора.
2-й ученик: Физика, 1748 год - раскрыл загадку грозы и северного сияния.
3-й ученик: Астрономия - любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп, наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.
4-й ученик: География - Ломоносов первый в мире географ-полярник. Его считают одним из основоположников российской географии. Сделал попытку географического описания страны, обосновал целесообразность освоения Северного Ледовитого пути, руководил созданием «Российского атласа».
5-й ученик: История - изучал историю древних славян, написал исторический труд «Древняя российская история».
6-й ученик: Минералогия - Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог.
7-й ученик: Метеорология - Ломоносов был пионером в этой науке, проводил систематические наблюдения за погодой, создал различные варианты барометра.
Учитель: Рядом с естественными науками в его трудах обозначилось и другое направление - гуманитарное.
8-й ученик: Русский язык - Ломоносов создал «Российскую грамматику».
9-й ученик: Литература - сочинял стихи, положил начало созданию литературного русского языка. Его называли Петром Великим русской литературы.
Учитель: Да, вклад Ломоносова в российскую культуру огромен. Но более всего страдал ученый от того, что ответственные чиновники не давали денег на развитие науки.
4.    Подача нового материала.
Чтение фрагмента статьи учебника по литературе в двух частях для 6-го класса под ред. Г.С.Меркина (стр. 97): «В 1761 году он направлялся в Петергоф, во дворец к государыне. Ехал, чтобы отстаивать интересы Академии, добиваться привилегий для русских ученых. Без поддержки, без финансовой помощи многие проекты погибнут. Многие молодые талантливые ученики его так и не смогут ничего добиться. Он представлял себе угодливо-издевательские взгляды чиновников, иностранных профессоров, ненавидевших русского ученого. Сердце его закипало от гнева. Он снова и снова спрашивал себя, зачем ему это надобно. И отвечал себе: «Для России, для науки российской!»
Творческий отдых (рефлексия)
Учитель: Ребята, вы уже многое узнали о личности Ломоносова и представляете, каковы его заслуги. На минуту закройте глаза и мысленно попробуйте нарисовать памятник великому ученому.
Используется прием устного рисования, звучат ответы учеников.
Показ фрагмента фильма «Михайло Ломоносов»: чтение стихотворения «Кузнечик» дочери.
Учитель: Именно эти строки напишет Ломоносов по дороге в Петергоф - летнюю резиденцию императрицы. Здесь находится Екатерининский дворец. Туда М.В.Ломоносов едет, чтобы «просить о подписании привилегии» для академии, едет не первый раз, на что считает необходимым обратить особое внимание: «быв много раз прежде за тем же».
Учитель: Я приглашаю к работе группу литературоведов.
На экране проецируется текст стихотворения «Кузнечик». Ученик выразительно читает стихотворение.
Лексическая работа
Учитель: Ребята, в тексте нам встретилось слово «привилегия», запишем его в тетрадь, объясним значение, подберем синонимы.
2-й ученик работает с толковым словарем, зачитывает значение, объясняет его латинское происхождение. Синонимы: исключительное право на что-либо, преимущество, льгота.
Учитель: Ребята, представьте себе на минуту, что вам известен только текст стихотворения, но вы не знаете, по какому поводу, при каких обстоятельствах он написан. Допустим, не сохранилось всего того, что вынесено Ломоносовым в заголовок. Тогда как вы воспримете содержание стихотворения?
3-й ученик: Стихотворение о кузнечике - это красивая зарисовка живой природы. Беззаботный кузнечик живет среди «мягких трав» и «медвяных рос». Он свободен и беззаботен.
Учитель: Да, автор наблюдает за жизнью природы, подмечает в ней детали, умиляется гармонией. Однако мы знаем, с чем связано создание этого стихотворения. Можем ли мы сейчас понять, какие мысли и переживания занимали Ломоносова летом 1761 года?
4-й ученик: Он хлопотал, одалживал, просил - и все это ради науки! С горьким чувством он завидует кузнечику. Существо из мира природы - предмет зависти для человека.
Учитель: Маленькое существо - «презренна тварь» - счастливее, нежели человек. А теперь давайте прочитаем стихотворение без двух последних строк.
5-й ученик: В таком виде оно является переводом стихотворения древнегреческого поэта-лирика середины VI века до нашей эры - Анакреона.
Учитель: Две добавленные строки звучат автобиографически: поэт сетует на свою зависимость от двора, в том числе и материальную, сетует на то, что на хлеб насущный и хлеб духовный нужно постоянно выпрашивать средства.

Сведения по теории литературы
Учитель: Ребята, прыгающий и беззаботный кузнечик - образ конкретный, а переживания и чувства - понятия отвлеченные. Так вот с помощью аллегории (иносказания) через конкретный образ переходит передача отвлеченных понятий.
Зачитать понятие об иносказании - учебник, стр. 101, определение записать в тетрадь.
Учитель: Мы можем сделать вывод, что в стихотворении Ломоносова центральный образ заключает в себе тайный, скрытый смысл.
5.    Этап закрепления. Учитель в вопросно-ответной форме делает вывод, который ученики записывают в тетрадь.

Заключительное слово учителя: «Мое единственное желание, - писал Ломоносов незадолго до смерти, - состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы». Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец - только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно. Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы знаменитым обращением Ломоносова к молодому поколению, которое через века звучит как нравственное завещание потомкам.
Подготовленный ученик читает отрывок из оды Ломоносова «О вы, которых ожидает…». Звучит кантата в честь Ломоносова на музыку М. Глинки.

6.    Домашнее задание: написать мини-сочинение в жанре эссе «Похвальное слово Ломоносову».

Фрагмент фильма «Михайло Ломоносов» и презентация к уроку опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/497

​Корина Шеина, учитель русского языка и литературы гимназии им. академика Н.Г.Басова при Воронежском государственном университете, руководитель методического объединения учителей-филологов гимназии, победитель XIV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»