Надо заметить, хотя 2012-й и объявлен Годом российской истории, но цели, задачи и методы его проведения неизвестны широкой общественности России.
Участники круглого стола считают, что в России и в начале ХХI века продолжается гражданская война, но другими методами, исходящими из новых научно-технических возможностей. Конец ее трудно предвидеть как в скором времени, так и в далеком будущем в силу целого ряда объективных и субъективных причин. Потому одним из ведущих направлений работы сегодня должно стать развитие гражданского и патриотического образования населения, общественного управления и самоуправления.
Чрезвычайно важно в процессе развития исторической науки и исторического образования уделять первостепенное внимание формированию у всех людей и народов единого мировоззрения. История России должна быть историей народов России. Каждый из 170 народов Российской Федерации может и должен иметь свою науку, культуру и образование, которые станут составной частью общероссийской интернациональной науки, культуры и образования.
Подготовка и проведение I Всероссийского съезда учителей истории 31 марта 2011 года не принесли большой пользы. В связи с этим все собравшиеся считают необходимым продолжать работу по развитию исторической науки и исторического образования. Нужны не эмоции, а обстоятельные предложения по проблемам совершенствования исторического образования и науки, развития гражданского и патриотического образования, сотрудничества и взаимопомощи ученых, учителей и учеников.
Давно известно, что страх превращает людей в рабов, что становилось особенно очевидным для каждого, кто знакомился с историей развития общественных отношений. К сожалению, в начале ХХI века ошибочно недооценивается сила страха, которая действительно постепенно становится главной силой в обществе.
В ходе круглого стола пришли к мнению, что можно сделать во всех школах теплые туалеты, провести Интернет, поставить интерактивные доски, но если не будет высокообразованного, активного и патриотичного учителя, ничего не изменится.
В свою очередь учителя истории высказали недовольство учебниками. Их не только много, но они еще и противоречивы. Порой не хочется следовать рекомендациям, планам и программам, говорили педагоги. К примеру, о 150-летней Кавказской войне в некоторых учебниках лишь несколько строчек о «диких горцах». На изучение истории выделяется крайне мало часов, что не позволяет давать детям глубокие и прочные знания. Очень трудно бывает правильно ответить на вопрос: чему должна учить история? Вывод - учителя должны принимать активное участие в разработке учебников,  должна быть одна история и одна правда.

​Мадина ХУТОВА, аспирантка, Фуад ПАФОВ, учитель, с. Псаучадаха, Карачаево-Черкесия