- Светлана Николаевна, как у вас зародилась мысль о создании школы с фермерским уклоном? Не секрет, что при реформировании образования трудовое воспитание и производственная деятельность выпали из числа приоритетов.
- Действительно, реформы начала 90-х прошлого века нанесли селу большой ущерб. Развалился колхоз, с ним школа потеряла базовое хозяйство и союзника в организации производственной и начальной профессиональной подготовки школьников. И мы вынуждены были искать новые пути обеспечения нормальной жизнедеятельности в изменившемся социуме. Коллектив школы решил строить «новую школу», не разрушая старого.
С 1992 года наша школа начала работу в режиме эксперимента, основная идея которого - развитие личности сельского школьника с помощью практико-ориентированных активных методов обучения, через организацию профессионально-трудовой деятельности.
Мы разработали новый устав и перешли на полную финансово-хозяйственную самостоятельность со счетом в банке и собственной бухгалтерией. Оформили в собственность имеющуюся технику
(2 трактора), получили в бессрочное пользование земельный участок площадью 80 га, организовали учебно-производственную бригаду «Росток».
Возникла необходимость в изменении структуры управления. В штатное расписание ввели должности бухгалтера, заместителя директора по учебно-производственной работе, в обязанности которого входит непосредственное руководство УПБ «Росток», ставку мастера производственного обучения.
- Изменился ли учебный план?
- Конечно. В основной и средней школе преподавание физики, биологии и химии дополнили прикладным материалом, ориентированным на сельское хозяйство.
Девочки стали изучать основы ведения домашнего хозяйства, швейное дело и кулинарию.
Для мальчиков 5-7-х классов организовали «Технический труд», где они получают навыки работы со столярно-плотницкими инструментами, знакомятся с основными хозяйственными работами в сельском доме. В восьмом классе ввели предмет «Машиноведение и агротехника», в 9-11-х классах - «Сельхозмашины», «Трактор». Для старшеклассников ввели спецкурсы и факультативы «Растениеводство и земледеление», «Народная агрокультура», «Основы экономики и маркетинг», для учеников 5-7-х классов - «Сельскохозяйственный труд». После завершения изучения курсов выпускники сдают экзамены и получают права машиниста-тракториста категорий В, С, Е.
Производственная бригада действует в течение всего календарного года, создается из ребят 8-11-х классов. Основные виды деятельности бригады «Росток» - возделывание зерновых и технических культур (сегодня их площадь 400 га), выращивание овощей - 0,5 га, уход за плодово-ягодным садом - 0,5 га.
Естественно, для всех работ мы закупили нужное количество техники (трактор, комбайн, грузовик и так далее). Для работы на пришкольном опытном участке и в саду приобрели мини-культиваторы, рыхлитель, газонокосилку.
«Росток» находится на полном хозрасчете. Используя полученные знания при изучении основ агрономии и экономики, школьники разрабатывают технологические карты возделывания сельскохозяйственных культур, бизнес-планы, ведут дневники опытнической работы, выполняют хозяйственно-экономический анализ бригады, тем самым применяют теорию на практике.
- Конечно, судя по всему, вам есть чем гордиться?
- Наша бригада ежегодный победитель конкурса трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли» и трудового соревнования по показателям производственной деятельности среди ученических бригад Алтайского края. Кроме того, юные фермеры успешно участвуют во всех краевых и российских слетах.
В 2010 году школа стала победителем Международного конкурса имени А.С. Макаренко (презентация социального проекта «Модель сельской общеобразовательной школы, в основе которой «Педагогика дела»).
Двое ребят из «Ростка» по итогам конкурса «Я - профессионал» стали обладателями премии по поддержке талантливой молодежи Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». Это Александр Столбырев в номинации «Полеводы» и Антон Лобов в номинации «Бригадир».
Деятельность УПБ «Росток» очень тесно связана с научным обществом учащихся. Они выполняют единую задачу - воспитание сельского школьника, адаптированного к новым экономическим условиям.
Производственники выдвигают проблему, исследователи ее изучают и дают рекомендации по ее решению, т. е. соединяют науку с практикой.
Ребята с удовольствием ведут исследовательскую работу, уже не только по биологии, экологии, основам агрономии, но и по химии, экономике, литературе, краеведению, окружающему миру. Проектной и исследовательской работой ребята начинают заниматься с дошкольной группы и продолжают на всех ступенях обучения.
По окончании исследований каждой проблемы юные ученые делают выводы, оформляют проекты, выступают с публичными докладами на конференциях различного уровня (муниципального, регионального, федерального). Они стали победителями краевых конкурсов: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь», «Будущее Алтая»; всероссийских: «Юность. Наука. Культура», «Национальное достояние России», «Молодежь России исследует окружающую среду», «Первые шаги». Трое ребят стали обладателями премии президента по программе «Одаренные дети России».
- А финансирование школы? Есть ли проблемы у вас, Светлана Николаевна?
- Благодаря успешной деятельности бригады и общества «Росток» наряду с учебными задачами нам удается решить не менее важную проблему поиска дополнительных финансовых средств.
Не секрет, что родителям и детям сегодня нужна «хорошая школа», чтобы получить качественное образование. В понимании родителей и учащихся хорошая школа - это когда тепло, чисто, уютно, психологически комфортно, физически безопасно; много кружков, секций, клубов; чтобы детей не учили тому, что никому не нужно, а значит, нужны самые лучшие программы и учебники, оборудованные кабинеты.
Потому средства, полученные от реализации произведенной продукции, расходуются на развитие школы. (См. таблицу.)
В селе нет детского сада, на базе школы работает дошкольная группа неполного дня. С этой целью оборудован кабинет дошкольного образования, отвечающий современным требованиям, на что потрачено более 100 тысяч внебюджетных средств.
- Светлана Николаевна, чем еще вы по праву гордитесь?
- Наша гордость - историко-краеведческий музей: выставочный зал, «Русская изба», музейная комната, сейчас готовим к открытию в этом году экспозицию «Алтаю - 75».
У нас создана ученическая организация «Счастливая деревня» со всеми атрибутами: гимном, флагом, галстуками, президентом и министерствами. Жизнь детской организации очень насыщенна и интересна. Радует, что для наших воспитанников труд не тяжелая повинность, а основа преодоления трудностей в жизни, основа развития личности. А главное, наши выпускники успешны. Они продолжают обучение в техникумах и вузах, благополучно устраивают свою дальнейшую жизнь.

​Надежда ТУМОВА, пос. Новороссийский, Рубцовский район, Алтайский край