Победа черчения
Более двадцати иностранных студентов из Российского университета дружбы народов, которые только начали изучать русский язык, и учащиеся московской школы №72 собрались, чтобы вместе выполнить сложные турнирные задания и наглядно показать всем, что черчение - универсальный международный язык техники, способствующий взаимопониманию и объединению разных народов. Все готовились к встрече, как к празднику. Как и в прошлые годы, в турнире участвовала молодежь со всех концов планеты - из России, Албании, Боливии, Габона, Гвинеи, Индии, Кот д’Ивуара, Маврикия, Мексики, Монголии, Нигерии, Панамы, Перу, Сан-Томе и Принсипи, Сирии, Сомали, Эквадора и Доминиканской Республики.
Три года назад, когда родилась идея провести такой турнир, это был смелый эксперимент. Ведь в центре образования №1498 нет технической специализации, черчение преподается один час в неделю... Как организатор, я хотела всего лишь привлечь внимание школы к своему предмету, показать его возможности с новой стороны, заинтересовать ребят. Идея оказалась удачной, и теперь можно смело говорить, что международные турниры по черчению стали традицией ЦО №1498.
Третий турнир в этом году был сложнее двух предыдущих. Раньше задания были только на геометрические построения (поэтому эмблема турнира - чертеж построения эллипса), а международные команды хоть и были смешанными, но формировались заранее. В этом же году команды работали в совершенно новых условиях. Задания были своего рода срезом основных тем нового, еще только рождающегося учебного курса по геометро-графической культуре, его первой пробой, обкаткой. Мало того, были сложные темы, которые не входят в программу подготовки учеников ЦО №1498 и гостей из РУДН. Их взяли на себя ребята из школы №72 - одной из базовых школ МГТУ им. Н.Э.Баумана. В заданиях были геометрические построения и основы начертательной геометрии, разрезы, сечения, аксонометрические проекции, технические рисунки и компьютерная графика - чертеж заданной детали в 3D, выполненный в любой программе. Это большая работа, которую очень сложно сделать в одиночку за полтора часа, но совместными усилиями ее успешно выполнили московские школьники с 7-го по 11-й класс и студенты из стран Азии, Африки и Латинской Америки.
При подготовке заданий и условий проведения третьего турнира моими главными помощниками были школьники. Сразу было решено, что будет пять интернациональных смешанных команд приблизительно по 10 человек. Каждая команда будет работать в отдельном кабинете, все получат похожие задания, разными будут только правильные многоугольники. Эти многоугольники - треугольники, квадраты, пяти-, шести- и восьмиугольники - стали эмблемами команд. Фигуры были прикреплены с обратной стороны к бейджам, которые ребята разбирали перед началом турнира. Так легко и просто происходила жеребьевка - определялось, кто в какой команде выступает.
Единственные участники турнира, которые знали, в какую команду они войдут, вернее, какую возглавят, были капитаны из числа восьмиклассников ЦО №1498. Ребята заранее знали, какого характера задания получит их команда и что в конечном счете должно получиться. Задача, стоявшая перед капитанами, - организовать работу команды, распределить силы так, чтобы совместными усилиями выполнить максимум заданий. Очень сложно работать с незнакомым, разновозрастным, говорящим на разных языках коллективом, случайно сформированным по воле жребия. С этим справится далеко не каждый взрослый человек, но ребята охотно пошли на это. Во время турнира можно (и даже нужно) было обсуждать, спорить, выбирать правильное решение, обмениваться опытом, пользоваться справочной литературой.
В этом году все работы команд после окончания были сразу вывешены на стенды в актовом зале, компьютерная графика демонстрировалась там же на большом экране.  Благодаря этому каждый мог оценить, что кому удалось лучше, а что хуже.
Результаты турнира превзошли ожидания. Все команды смогли полностью или почти полностью выполнить задания. Жюри после долгих колебаний решило, что чуть более полно и правильно все задания выполнила команда «Шестиугольник». Но главное - все участники увидели совершенно другими глазами предмет, который раньше многие не воспринимали всерьез.

Идею - в жизнь!
В то время, когда участники
III Международного турнира по черчению выполняли задания, собрались участники «круглого стола» - директор центра образования №1498 кандидат физико-математических наук Михаил Герчиков, ведущие учителя математики Московской международной школы, учителя черчения и информатики московских школ, преподаватели кафедры инженерной графики Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана во главе с выдающимся популяризатором черчения и начертательной геометрии кандидатом технических наук, доцентом кафедры Мариной Покровской.
Все участники «круглого стола» единогласно поддержали предложенную мной идею о необходимости срочно создать и ввести в школьную программу новый общеобразовательный школьный курс - точную науку на базе геометрии, информатики и черчения с рабочим названием «Основы геометро-графической культуры». Помимо общеобразовательной задачи этот предмет крайне необходим для прорыва в российском техническом образовании, для базовой подготовки будущего современного инженерно-технического корпуса. Новый общеобразовательный курс должен в обязательном порядке изучаться в средней школе и включаться в ГИА в 9-х и ЕГЭ в 11-х классах.
Специализированные курсы по машиностроительному черчению, необходимые для подготовки поступающих в технические, строительные и архитектурные вузы и базирующиеся на уже имеющейся у школьников геометро-графической подготовке, должны читаться только по выбору в старших классах школы.
На «круглом столе» было принято решение о создании рабочей группы, в состав которой войдут преподаватели МГТУ им. Н.Э.Баумана, и продолжении эксперимента по обкатке курса на базе центра образования №1498.
Очень важно, что инициатива по созданию нового школьного предмета по геометро-графическому образованию была поддержана ведущими профессорами кафедры инженерной графики МГТУ
им. Н.Э.Баумана Вячеславом Якуниным и Геннадием Ивановым, а также лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области образования, кандидатом технических наук, заведующим кафедрой черчения МГТУ им. Н.Э.Баумана доцентом Валерием Москаленко.
Зачем же все-таки нам геометрографика?
Я попыталась ответить на этот вопрос во время своего выступления на «круглом столе». Вот о чем я говорила.
Начиная с первой половины прошлого века, когда только начиналась индустриализация нашей страны, когда ликвидировалась глобальная безграмотность населения, в том числе и графическая, учителя рисования успешно обучали население не только изобразительному искусству, но и азам графического языка техники, визуализации информации, элементам машиностроительного черчения. В период, когда техника и производство только начинали развиваться, когда кувалда была очень востребованным рабочим инструментом, важно было научить в школе армию будущих рабочих и строителей, а не только инженеров и техников основам построения чертежей - международному языку техники. Для технического прорыва все, кто создает реальные материальные ценности, должны были уметь читать чертежи, чтобы потом по ним изготавливать нужные изделия -  болты, гайки, машины, самолеты, строить дома и заводы. Поэтому в школах тогда повсеместно очень основательно и качественно преподавались основы машиностроительного черчения как обязательный предмет.
В связи с колоссальными темпами технического прогресса, изменениями политической ситуации, а главное, с появлением компьютеров кардинально изменились цели и задачи графического образования. Сегодня с учетом резкого дефицита современных научно-технических и инженерных кадров в стране и полной графической неграмотности абитуриентов технических вузов встала острая необходимость пересмотра школьной программы. Если мы хотим видеть Россию технически сильной державой, то нужны современные инженерно-технические кадры, а значит, преступно подготовку будущих инженеров загонять в самый дальний угол предмета «Технология».
Единственно реальный и необходимый сегодня путь - не реанимация черчения, а срочная разработка и внедрение во всех школах нового общеобразовательного предмета с рабочим названием «Геометрографика».

Эмблема Международного турнира по черчению




Геометрическое построение эллипса по двум осям символизирует космическую орбиту спутника или ракеты вокруг планеты Земля, подчеркивает геометро-графический смысл проводимых мероприятий и тот факт, что в них участвует молодежь всей планеты.



P.S. Читайте электронную «Методическую кухню» www.ug.ru

​Галина АНИСИМОВА, учитель черчения центра образования №1498, старший преподаватель кафедры инженерной графики МГТУ им. Н.Э.Баумана