При этом ученым, которые займутся проблемами высокоскоростного движения в царстве Нептуна, придется встретиться с теми же барьерами неизвестности, которые пришлось преодолевать в 50-60-е годы авиаконструкторам.

Правда, таким ВПА понадобятся новые, особо прочные и легкие материалы, оригинальные силовые установки, способные работать как в воздухе, так и под водой. Впрочем, единый двигатель для ВПА уже существует - реактивный, компоненты для топливной смеси которого можно получить и в атмосфере, и в воде».

Будущее покажет, насколько справедлив был этот прогноз, сделанный без малого два десятилетия назад. Кстати, Евгений Аверьянович Кобылянский незадолго до своей кончины привел в одной из книг рисунок летающей подводной лодки, разрабатывавшейся в Таганрогском авиацентре имени Г.М. Бериева в 1990-е гг. Двухместный аппарат самолетного типа, вполне современных очертаний должен был иметь складывающееся при подводном плавании крыло. Но главное, по словам автора, таганрогский воздушно-подводный аппарат проектировался так, чтобы исключить сколько-нибудь длительное пребывание на поверхности воды. То есть его конструкция должна была давать возможность сразу же после посадки скрываться в глубине.

Впрочем, идея создания аппарата, сочетающего в себе свойства подводной лодки и самолета, впервые появилась в Советском Союзе гораздо раньше - еще в 30-х годах прошлого столетия. 10 января 1938 г. состоялось рассмотрение эскизов и основных тактико-технических элементов летающих подводных лодок. Что же представлял собой этот весьма необычный, по тем временам едва ли не фантастический проект?

Досье

Летно-тактические характеристики потенциальной летающей подводной лодки

Экипаж - 3 человека

Взлетная масса - 15000 кг

Скорость полета - 200 км/ч

Дальность полета - 800 км

Потолок - 2500 м

Количество и тип авиамоторов - 3xAM-34

Мощность на взлетном режиме - 3x1200 л.с.

Максимально допустимое волнение при взлете, посадке и погружении - 4-5 баллов

Подводная скорость - 2-3 узла

Глубина погружения - 45 м

Запас хода под водой - 5-6 миль

Подводная автономность - 48 часов

Мощность гребного мотора - 10 л.с.

Продолжительность погружения - 1,5 мин

Продолжительность всплытия - 1,8 мин

Вооружение - две 18-дюймовых торпеды, два спаренных пулемета.

Летающая подводная лодка (ЛПЛ) предназначалась для уничтожения кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищенных минными полями и бонами.

Малая подводная скорость и ограниченный запас хода ЛПЛ под водой не являлись препятствиями, так как при отсутствии целей в заданном квадрате (районе действия) лодка могла сама находить противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность ее преждевременного обнаружения, и погружалась на линии движения вражеского корабля. До появления цели в точке залпа летающая подводная лодка оставалась на глубине в стабилизированном положении, не расходуя энергию лишними ходами.

В случае допустимого отклонения неприятеля от линии курса ЛПЛ шла на сближение с ним, а при очень большом отклонении цели лодка пропускала ее за горизонт, затем всплывала, взлетала и вновь готовилась к атаке.

Возможное повторение захода на цель рассматривалось как одно из существенных преимуществ подводно-воздушного торпедоносца перед традиционными субмаринами. Особенно эффективным должно было стать действие летающих подводных лодок в группе, так как теоретически три таких аппарата создавали на пути противника непроходимый барьер шириной до девяти миль. Летающая подводная лодка могла в темное время суток проникать в гавани и порты противника, погружаться, а днем вести наблюдение, пеленгование секретных фарватеров и при удобном случае атаковать.

Топливо (бензин) и масло хранились в специальных резиновых резервуарах, которые располагались в центроплане. При погружении подводящая и отводящая магистрали водяной системы охлаждения авиамоторов перекрывались, что исключало их повреждение под действием давления забортной воды.

Для предохранения корпуса от коррозии предусматривалась специальная окраска и покрытие обшивки лаком. Торпеды размещались под консолями крыла на специальных держателях. Проектная полезная нагрузка лодки составляла 44,5% полного полетного веса аппарата, что было в то время обычным для машин тяжелого типа.

Процесс погружения включал четыре этапа: задраивание моторных отсеков, перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на подводное и переход экипажа из кабины в жилой отсек (центральный пост управления).

Тогда технический совет принял осторожное решение. Указав на возможное большое оборонное значение летающих подводных лодок, его участники выразили сомнения, как в технической возможности реализации проекта, так и в тактическом использовании подобных аппаратов. А в заключение предлагалось: «Провести испытания на модели в бассейне с целью определения мореходных и маневренных качеств ЛПЛ в момент посадки на воду, в процессе погружения и управления в подводном положении».

Об испытаниях модели в полете почему-то не говорилось, хотя как раз авиационная часть проекта вызывала немало сомнений. У любого специалиста-авиатора, например, возникал вопрос: как поведет себя в воздухе крыло, передняя кромка которого «обезображена» частой решеткой для забора воды при погружении? Вообще, о проработке летных качеств ЛПЛ в имеющихся документах нет ни слова, как нет и ни одной фамилии консультантов-авиаторов...

На том история этой советской летающей подводной лодки (или, если угодно, - ныряющего самолета) заканчивается. Хотя, наверное, достойно сожаления, что столь необычный проект аппарата-властелина двух стихий - воздушной и подводной - не был реализован...

Справедливости ради следует заметить, что идея создания воздушно-подводных аппаратов волновала умы конструкторов разных стран, не оставляла равнодушными и военных. Ведь необычная машина представляла интерес не только для уничтожения вражеских кораблей в обычном морском бою, но также для ведения разведывательных и диверсионных действий. Однако пригодный для эффективного практического использования воздушно-подводный аппарат до сих пор так и не создан.

Впрочем, это вовсе не означает, что идея создания ныряющих самолетов (летающих подводных лодок) «умерла» окончательно.

Новый XXI век дает дерзновенной мысли энтузиастов-конструкторов то, чего так не хватало их предшественникам, увлеченным перспективой создания необычных воздушно-подводных аппаратов, более полувека назад. Это новейшие достижения науки, техники и технологий для открытия эры динамического «полета» в водной среде. Это новые прочные и легкие материалы, а также прогресс в создании силовых установок. Это, в конце концов, современные достижения компьютерной эпохи, информационной эры, многократно расширяющих возможности создания не только пилотируемых, но и беспилотных летательных аппаратов, которые уже сегодня используются в ряде армий мира. Вопрос лишь в том, насколько будет привлекательна для нужд военного дела их ныряющая «версия».

К тому же, нынешние покорители океанов в военно-морской форме располагают средствами, которые и не снились их предшественникам в первой половине ХХ столетия, - авианосцами, мощнейшими подводными ракетными крейсерами стратегического назначения. Не требуется особой прозорливости для предположения, что это объективно расширяет потенциальные возможности базирования воздушно-подводных аппаратов, их транспортировки, доставки в самые отдаленные районы боевых действий.

По всем этим причинам, в принципе, не исключено, что в будущем где-нибудь в мире стартует принципиально новый боевой крылатый аппарат с необычными возможностями, который одинаково уверенно будет действовать и в небесной выси, и в океанских глубинах.