- Никита, как давно ты занимаешься фристайлом на роликах?
- Лет с шестнадцати. Фристайл на роликах, или фристайл-слалом, внесен в реестр видов спорта совсем недавно. Суть фристайла - делать трюки вокруг конусов на дорожке, не сбивая их (кстати, конусы фристайлеры часто называют фишками, а раньше их еще йогуртами почему-то называли). Фристайл-слалом - это обычно одиночное катание, но бывают и парные выступления. На соревновании требуется откатать программу, желательно включив в нее трюки посложнее, не сбить конусы и попасть в ритм музыки.
- Насколько развит этот вид спорта в Великом Новгороде?
- В городе была попытка создать команду фристайлеров, но не получилось. Проблема, в частности, в том, что зимой у нас тренироваться практически негде. У меня нет ни тренера, ни большого количества единомышленников. Есть пара знакомых фристайлеров и еще друзья по переписке, имеющие аналогичное увлечение. Чтобы совершенствоваться, я традиционно езжу на мировой этап, который проходит в Москве, - World Slalom Series. Это самое крупное соревнование высокого уровня, которое проводится в России.
- Ты выбрал кафедру физвоспитания НовГУ из-за своего увлечения?
- Я получу после института специальность учителя физкультуры. Но скорее всего стану тренером. Я уже сейчас работаю как тренер неофициально со взрослыми и ребятишками с 8 лет.
- Почему не хочешь после института работать в школе? Может, педагогическая практика не понравилась?
- Если так сложится жизнь, я буду работать в школе. Но все-таки больше хочу организовать свою секцию в Великом Новгороде. Возможно, буду работать как тренер на базе какой-нибудь спортивной школы. За время, что я учусь в НовГУ, у меня было две педагогические практики: в начальных классах и - совсем недавно - в старшем звене. В старшем звене было трудно, отчасти потому, что в этом году ввели третий час физкультуры. Учителя, как я понял, этот третий час занимают тем, что призывают детей совершенствоваться в том, что они уже знают. И детям становится скучно. Поэтому сложно удержать их внимание. Во время практики в старших классах преподавательница предложила мне повезти учеников покататься на каток, и я с радостью эту идею поддержал. В плане не было катка, а мы включили. Вообще в ходе уроков хочется разнообразия и для детей, и для себя. Когда преподаешь, не хочется одно и то же повторять по сто раз.
- А свой вид спорта не предложил ребятам на педагогической практике?
- Не сложилось, к сожалению. Я-то предложил, как раз чтобы занять третий час физкультуры, но ролики есть не у всех... В общем, решили взять нечто более привычное.
- Ты методику преподавания физкультуры в вузе проходишь. Может, есть у тебя после педагогической практики свои предложения как у свежего в профессии человека - надо ли что-то изменять в методике?
- Те методики, что спускаются сверху, - да, я думаю, их надо кое в чем менять. У нас и на кафедре преподаватели говорят, и я так считаю - количество часов по программам на физкультуру только на бумажке сходится, а в реальности все происходит не так. Может, надо чаще собирать мнения, чтобы учителя тоже участвовали в составлении программ. На отдельные виды спортивных занятий или не хватает часов, или, наоборот, их отводится слишком много, так что учитель сам переносит часы произвольно. Это ведь дети - они прошли что-то, у них получилось, и им дальше неинтересно. Это же не спортивная школа, чтобы так уж детально дальше отрабатывать. На индивидуальные особенности упор надо делать, я считаю.
- В каких секциях ты занимался в детстве спортом? Как считаешь, то, что сейчас большинство секций стало платными, влияет на состояние спорта в России? Я лично заметила, что в последнее время на многих международных соревнованиях по ряду видов спорта Россия выступает все хуже и хуже. Я думаю, что это первые последствия платных спортивных кружков и секций, родительских взносов за поездки на соревнования. А ты как думаешь?
- Я занимался в подростковом возрасте восточными единоборствами и ходил в клуб юных моряков. Занятия в КЮМе в Великом Новгороде абсолютно бесплатные до сих пор. Но это исключение, вы правы. Тут существует и еще одно обстоятельство. Если есть бесплатные группы в школах олимпийского резерва, то они очень большие по численности. Я лично наблюдал за тем, что в Великом Новгороде в Ледовом дворце набирают маленьких фигуристов на бесплатное обучение, но если они не показывают результаты, то их либо переводят на платное обучение, либо отсеивают. Такое чувство, что это кадровая проблема, тренеров не хватает для работы в бесплатных группах. И получается вот что: если в большой группе 25 человек, а занятие идет полтора часа, то на каждого ребенка получается по 3-4 минуты внимания тренера. Не взглянул тренер в минуту или секунду успеха на ребенка - проглядел возможную «звездочку». И дети очень расстраиваются, что у них что-то получилось, а тренер на них не смотрел в это время, и угасает желание заниматься.
Да, в наше время не все родители могут финансово поддержать желание своего ребенка заниматься спортом. Это от вида спорта, конечно, зависит. В легкой атлетике, скажем, вначале требуется мало денег, но на высоком уровне экипировка будет уже подороже. А в хоккее, например, там сразу дорого, потому что и коньки нужны, и защита - полный комплект! Но еще хуже даже не финансовая сторона, а методическая. Вот считалось, что советская школа и советские методики преподавания - лучшие в мире. И я думаю, что так оно и было, и мои преподаватели в вузе так считают. А потом не отказались, конечно, от этих методик совсем, но зачем-то решили их видоизменить. И, на мой взгляд, неудачно. Теперь вот мы пожинаем плоды этого решения...
- Никита, а многие твои ровесники увлечены спортом?
- Многие увлечены, но не ходят в спортивные школы. Сейчас стало принято собираться компаниями и идти в тренажерный зал или на турнике позаниматься. Кто-то ходит на фитнес, кто-то на спортивные танцы, кто-то бегает для себя, не для высших достижений. Спорт как досуг, как развлечение - сейчас это становится модно.

Великий Новгород