Один знакомый обратился ко мне однажды с некоторой тревогой: «Николаю моему скоро 15, а он ведет себя, как будто ему всего 10 лет. Плачет, как девчонка, если ему сделали замечание, боится оставаться дома один, теряет свои вещи». На это я ответил своему знакомому так: «Я часто бываю у вас и вижу, что вы все обращаетесь к подростку, как к десятилетнему. Вот и пожинаете плоды своего воспитания».
Теперь я решил пообщаться с Николаем. И он мне пожаловался, что дома его считают маленьким. А он на это отвечает грубостью.
Прошло еще какое-то время, и папа его снова звонит мне встревоженно: «Николай постоянно уединяется, мало с нами общается, и друзья к нему перестали приходить». - «Мальчик взрослеет, успокойтесь, скоро увидите».
Одиночество Николая длилось недолго - 2-3 месяца, хотя родителям это показалось вечностью. За это время мальчик научился играть в большой теннис, по утрам стал бегать. Подтянул свой французский.
Но одиночество может быть и другого рода. Еще одной моей пациенткой оказалась десятиклассница Таня. Ее привела мама. Семья переехала в другой город. Естественно, пришлось сменить школу. С новыми одноклассниками Таня никак не могла подружиться. Девочка очень переживала. У нее началась депрессия. В классе чувствовала себя чужой, отвергнутой. А однажды пропала на два дня...
Это как раз пример того одиночества, когда у человека, в нашем случае девочки-подростка, появляется ощущение внутренней пустоты, покинутости, когда разрываются связи с окружающим миром. Это очень острое переживание. И небезопасное. Причины такого одиночества разные: застенчивость, низкая самооценка, завышенные требования к себе или окружающим, а также потеря друзей.
В таком одиночестве подросток чувствует себя психологически изолированным от других людей, у него может появляться чувство злобы, обреченности, печали, безысходности. Часто человек и в коллективе, и дома, в семье, ощущает себя чужим. И в этом случае нужна помощь психолога, близких.

Советы родителям


 1. Если ребенок замкнулся в себе, стал неуправляемым, начал дерзить, не пытайтесь его «сломать», а ласково поговорите с ним.
2. Если у ребенка низкая самооценка и особенно если он считает себя никчемным, помогите ему поверить в свои силы, понять свою уникальность.
3. Научите его думать о себе, общаться с самим собой и уважать себя.
4. Осторожно расспросите о его переживаниях, если вы заметили, что ребенок удручен.
5. Чаще сами просите у него совета.
6. Расскажите ему о своих собственных переживаниях, о затруднениях в детские годы. Возможно, это вызовет его на откровенность.

​Антон ЕЛИСЕЕВ, психолог