Для реализации проекта «Академия для дошколят» была создана творческая группа, в которую вошли Р.Амирова, Е.Щекотова, К.Лаптева, Е.Воробьева, Е.Каменский, В.Маркова, Абу Зайд Амер, М.Полякова, Р.Муртазин - ученики 9-го «Б» социально-экономического класса. Возраст участников - 15-16 лет. Все они инициативные, творческие ребята, обладающие адекватной самооценкой и высокой мотивацией к обучению. Результаты диагностики основных психических процессов показали, что участники творческой группы имеют средний или высокий уровень развития памяти, внимания, мышления, воображения, устойчивы к стрессовым ситуациям, адекватно реагируют на критику. Ответственно относятся к поручениям.
Занятие 1. Тема «Морские приключения»
Задачи:
- знакомство детей с ведущими;
- формирование ритуала приветствия, помогающего быстро включаться в работу;
- подчеркивание индивидуальности каждого ребенка, его способности выражать свои чувства и эмоции.
Ход занятия
Приветствие
Все встают в круг. Берутся за руки.
Мы стоим, рука в руке. (Пожимаем руки стоящих рядом участников.)
Вместе мы большая лента. (Расходимся на возможную ширину круга.)
Можем мы большими быть! (Руки поднимаем вверх, встаем на цыпочки.)
Можем маленькими быть. (Руки опускаем и приседаем.)
Но один никто не будет. (Пожимаем руки рядом стоящих участников.)
И Маша здесь, и Таня здесь... (Все участники называют свои имена, начиная с ведущего.)
Все мы будем вместе!
Все участники занимают свои места.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Вспомним обитателей моря, тех, кто живет вблизи моря, и поиграем в морские игры.
Игра «Я вижу то, что вы не видите»
Цели игры: развитие концентрации внимания, развитие реакции и наблюдательности.
Дети расходятся по комнате и осматриваются вокруг. Ведущий начинает описывать форму, цвет, размер и другие свойства предмета (морская тема), при этом не называя его, участники угадывают, о чем идет речь. Затем можно предложить участникам описать предмет, например, Маше... и т. д.
Игра «Морские хищники»
Цели игры: развитие общей моторики, ловкости и решительности, развитие коммуникативных способностей, снятие мышечного напряжения.
На полу веревкой обводится большой круг (корабль). Ведущий спрашивает у детей, каких обитателей моря они знают (акулы, касатки и т. д.). Все участники делятся на две равные команды, в круг становится одна из них - матросы, вне круга остаются обитатели моря - хищники. Хищники стараются утащить матросов в море, а матросы, наоборот, пытаются втащить хищников на корабль. Перетягиваем друг друга только за руки. Если кому-то стало больно или страшно, громко кричим: «Стоп!»
Игра «Корабль»
Цели игры: развитие коммуникативных навыков, учимся доверять партнеру.
Все участники встают в круг - это берег. В середине круга море, коварное и опасное. В нем много рифов, утесов, айсбергов - 3-5 участников садятся в круг в хаотичном порядке. Один ребенок по желанию становится кораблем, а другой - капитаном корабля, кораблю завязывают глаза, и капитан управляет своим судном, давая словесные указания. Необходимо проплыть, не наткнувшись на рифы. Кораблями по очереди становятся 2-3 ребенка.
Ведущий: Ребята, вы, конечно, знаете, кто живет вблизи моря? Конечно, самые близкие друзья моря - это чайки.
Игра «Чайка на волнах»
Цели игры: расслабление мышц, развитие координации движений, совершенствование общей моторики.
Все участники представляют себя чайками. Ложатся на спину, сгибают ноги в коленях, притягивают их к себе, руки скрещивают под коленями. По команде тренера «Начали!» все начинают раскачиваться. Раскачались, выпрямились, расправили ноги, руки, прислушиваемся к ощущениям... Повторить 2-3 раза. Встаем, расправляем «крылья» и полетели...
Заключение
Все участники садятся на свои места.
Ведущий: Понравилось ли путешествие? Каких обитателей моря сегодня вспомнили?
Кем вам понравилось быть?
В заключение всем участникам раздаются листочки с мордочками, им необходимо выразить на них свое настроение.
Ведущий: До свидания. До скорой встречи.
Занятие 2
Тема «Машина»
Задачи:
- развитие чувства сплоченности взаимопонимания;
- обучение навыкам расслабления и снятия мышечного напряжения;
- пробуждение резервных положительных эмоций и высвобождение накопившейся энергии;
- развитие тактильного восприятия.
Ход занятия
Приветствие
Все встают в круг. Берутся за руки.
Мы стоим, рука в руке. (Пожимаем руки стоящих рядом участников.)
Вместе мы большая лента. (Расходимся на возможную ширину круга.)
Можем мы большими быть! (Руки поднимаем вверх, встаем на цыпочки.)
Можем маленькими быть. (Руки опускаем и приседаем.)
Но один никто не будет. (Пожимаем руки рядом стоящих участников.)
И Маша здесь, и Таня здесь... (Все участники называют свои имена, начиная с ведущего.)
Все мы будем вместе!
Ведущий: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об автомобилях. Узнаем, из каких частей состоит машина. Поиграем в автомобиль. Какие марки машин вы знаете?
Игра «Машина, которая мне очень нравится»
Цели игры: развитие коммуникативных способностей; укрепление единства группы.
Все ребята садятся на свои места. Каждый по очереди рассказывает, какая машина ему больше всего нравится, о какой машине он мечтает, какую машину, когда вырастет, обязательно себе приобретет. Игра продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый ребенок.
Игра «Живая машина»
Цели игры: пробуждение резервных положительных эмоций и высвобождение накопившейся энергии, совершенствование навыка работы в команде.
Ведущий: Ребята, каждый из вас в этой игре будет машиной. Как вы знаете, машина может ехать быстро и медленно, иногда машина ломается, машина может разгоняться и тормозить. Итак, машины, поехали (1-2 минуты). Ребята, а теперь встаем парами. Теперь двое ребят - это одна машина. Поехали!
В зависимости от того, сколько детей в группе, можно соединять по трое, по четверо участников в одну машину.
Ведущий: Скажите, пожалуйста, в какой машине было легче ехать? В маленькой или в большой?
Игра «Автосервис»
Цели игры: обучение навыкам мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения, развитие тактильного восприятия.
Ведущий: Ребята, все делимся на пары. Один из вас - машина, другой - водитель. Представим, что мы с вами находимся в автосервисе. Слушайте внимательно задание: машина ложится на пол, водитель выполняет такую работу:
- моем нашу машину (дети руками протирают «машину»-ребенка, «намыливают» шампунем),
- поливаем машину из шланга,
- теперь давайте посушим машину феном, дуем на нашу чистую машину,
- машина стала чистая, но теперь мы обнаружили, что в некоторых местах слезла краска. Давайте подкрасим,
- теперь насосом накачаем воздух в колеса.
Итак, наши машинки чистые, помытые, покрашенные, красивые, заводим свои автомобили (ребята поднимаются на ноги), едем из автосервиса домой.
Если позволяет время, то можно поменяться ролями в парах.
Ведущий: Занимаем свои места. В какой роли вам больше понравилось быть?
Игра «Ревущий мотор»
Цели игры: высвобождение энергии и снятие мышечного напряжения, развитие контроля над импульсивностью.
Ведущий: Все встаем в круг. Представьте себе рев мотора автомобиля...
«Р-р-р-р!» - начинает первый, поворачивает голову к соседу, затем начинает он, затем третий и т. д., пока все не прорычат...
Гонка закончилась.
Что понравилось?
В какой игре вам было весело?
Кем больше понравилось быть?
Рисуем настроение на листочках. До свидания! До скорых встреч.

P.S.  Сценарии других занятий проекта опубликованы на сайте «Учительской газеты»: www.ug.ru/method_article/496.

​Наталья ГОРЯЧЕВА, воспитатель, классный руководитель 9-го «Б» социально-экономического класса Политехнического лицея-интерната Республики Марий Эл, победитель VI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»