Точки удивления
Для начала  о том, чем удивили гости хозяев, педагогов трех районов - Кимрского, Калязинского, Кашинского. А в том, что удивление будет, инициатор провинциального семинара историк кашинской средней школы №3 Татьяна Голубева и директор школы Светлана Галкина, отдавшая школу под базу семинара, были уверены. И не ошиблись.
Первому по программе удивлять коллег выпало историку, лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» Петру Галанюку. Мастер-класс Петра Петровича назывался «Отечественная война 1812 года в литературе» и был посвящен изучению поэтического наследия на уроках истории. А поэтическое наследие - это и неофициальный гимн России «Гром победы, раздавайся», который настраивает на весь урок, если с него начать занятие, и четверостишие из «Евгения Онегина» Александра Сергеевича Пушкина, в котором все (!) итоги и выводы по Отечественной войне 1812 года:
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Имя Михаила Барклая-де-Толли стало одной из «точек удивления» в выступлении Петра Галанюка. Ведь когда говорят о войне 1812 года, вспоминают Кутузова, Дениса Давыдова, но редко  этого героя, шотландца по происхождению, который многое сделал для России и которого не любили... за его нерусскую фамилию!
Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» Михаил Случ, математик, директор московской школы, удивлял тем, что превращал сложные темы в легко усваиваемые, но при этом они не теряли глубины и красоты... Мастер-класс «Движения плоскости, или Где находится центр Вселенной?» начался с экспериментов. Педагоги выбирали равные треугольники из разбросанных на полу, а оказалось,  занимались очень важной в геометрии темой - «Движение плоскости». Затем они искали центр, совмещая белый лист и его прозрачный аналог с отпечатанным на них так называемым белым шумом. А оказалось,  изучали теорему Шаля, согласно которой «любое движение плоскости, если ориентация сохраняется, является поворотом». Во второй части мастер-класса Михаил Ильич продемонстрировал, как художники используют в своем творчестве точечные узоры, то есть фактически тот же самый «белый шум». Поль Синьяк, Соня Делоне, Эдвард Мунк... А вот точечный автопортрет Ван Гога - это еще и попытка найти центр в себе самом. Не менее достойная задача, уверен Михаил Случ, - борьба за то, чтобы ученик увидел центр внутри себя. «Эта задача возникает из разбросанных треугольников и теоремы Шаля», - лукаво улыбнулся учитель года.
Высоко оценивая выступления гостей, слушатели так отреагировали на мастер-класс лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» учителя информатики Екатерины Латыповой: «Выступление Екатерины сработало, как пощечина. Спасибо, что встряхнула». А говорила Екатерина Вадимовна о том, почему детям порой неинтересна учеба. В школе ребенку недоступна привычная информационная среда, ему не разрешают пользоваться мобильным телефоном и прочими гаджетами. Между тем образовательное пространство можно организовать по-новому, и коренных революций для этого вовсе не требуется. Екатерина Латыпова показала возможности разработанной десять лет назад в Японии технологии двоичного кодирования информации, или QR-кодирования. Суть технологии: в маленькой картинке (квадрат 10 на 10 пикселей) можно закодировать несколько страниц с информацией, или гиперссылку, или видеофрагмент. Эту картинку можно вклеить в тетрадь, в учебник, куда угодно. А ученику достаточно сфотографировать квадратик на свой мобильный телефон, и все - знания в кармане, он может в любой момент раскодировать картинку с помощью нехитрой бесплатной программки и воспользоваться информацией. «Любопытно. А зачем?» - спросили большая часть слушателей. На этот вопрос каждый учитель ответит по-своему, пространство для творчества безгранично. У Екатерины Латыповой свой взгляд: QR-кодирование ведет от человеческого любопытства к любопытству познавательному. Скучно читать параграф учебника? Расшифруй волшебный квадрат! Или выполни тест, а ответ  раскодируй.
Вот тут и появляется еще одно, вслед за удивлением, ключевое понятие этого провинциального семинара - «провокация». Мастер-класс Латыповой спровоцировал учителей изменить свое привычное отношение к подаче информации.
А дальше был мастер-класс филолога из города Сокола Вологодской области, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» Вячеслава Вахрамеева. И его тоже можно назвать провокационным... Вячеслав Вячеславович заявляет: «Что считать современной литературой? Таковой считается литература последних 30 лет. Какая же она современная? Для наших учеников это далеко не современность. К тому же большинства авторов, о которых сказано в учебнике по современной литературе, уже нет на свете...» А что же такое по содержанию современная литература? «Игра без особых выводов» - определение, данное в начале мастер-класса. Сокольский филолог берет для анализа в 11-м классе текст ныне живущего автора Александра Цыганова. Вместе со своими слушателями он разгадывает рассказ «Баст». Да, фантастика, мистика, ужасы - все признаки модной страшилки... Но все серьезнее, если копнуть глубже. От темы мистики писатель Цыганов идет к теме любви, к вопросу, готов ли человек принять настоящую сильную любовь.  «Не готов», - отвечает зал...

Живое краеведение
Гостям Кашина хозяева со своей стороны тоже предложили провокацию - участие в «круглом столе» на тему «Роль краеведческого потенциала в решении проблем провинциального социума» с эпиграфом «Края родные знай не по картинке, чтоб глубину постичь, начни с глубинки». Разве не заложена культурная провокация в первом пункте плана «круглого стола»: «Понятия «провинциальный» и «столичный»: положительная и отрицательная составляющие»? Несомненно, и благодаря этому «стол» получился живым, горячим, дискуссионным. Ситуацию усложнял тот факт, что гости, приехавшие в Кашин, почти все живут в Москве, однако коренными столичными жителями не являются. (Михаил Случ, увы, в обсуждении участия не принимал, был отозван в Москву по срочным делам...) Татьяна Голубева уверена, что быть провинциалом не обидно: «Это значит жить в глубинке. Но при этом глубинка не перестает быть настоящей глубиной». Вячеслав Вахрамеев возражает: «Слово «провинция» звучит уничижительно. Но живущим в провинции свойственна непровинциальность мышления. Именно из глубинки чаще раздаются по-настоящему заинтересованные и серьезные слова о судьбах России». Общий вывод по этому пункту: столица и провинция существовать друг без друга не могут. В столице должны понимать, что в провинции сохраняются индивидуальности, которыми сильна Россия... Необходимо взаимовыгодное сотрудничество. Тем более что страна наша нуждается в национальной идее. А на местном уровне такие идеи есть, убеждена научный сотрудник Кашинского краеведческого музея Анна Малова. И они объединяют людей на уровне краеведения. Если, конечно, краеведческая работа организована по-настоящему, если она не сводится к перекладыванию пыльных бумажек.
А в Кашине, между прочим, краеведением занимаются очень активно и успешно. Здесь оно еще и исторически сильно, краеведами были испокон веков кашинские купцы. А сегодня кашинцы, в их числе музейщики и учителя, возродили Общество изучения Кашинского края, которое существовало здесь в 20-е годы прошлого века. Между прочим, Татьяна Михайловна Голубева - председатель совета этого общества... Конечно, того финансирования, которое было до революции, современные краеведы не имеют. Почему? Есть ведь примеры удачных краеведческих бизнес-проектов, например, в соседнем Мышкине. Да вот незадача, краеведение из таких проектов постепенно куда-то уходит, остается один бизнес... А вот кашинцы вместо прибыли получают воспитательный эффект, и это здорово. Выпускник Татьяны Голубевой, нынешний студент Евгений совершенно искренне признает: «Я занимался краеведением, и у меня появилось историческое сознание. Я знаю историю своего города, мне по месту учебы в вузе это пригодилось». И таких выпускников немало. Правда, в Кашине после окончания вуза остаются только единицы...  Но это другая проблема. Были бы рабочие места, перспективы, обязательно бы вернулись. Евгений  первый.
Пока экономическая составляющая оставляет нашу глубинку в тревожном ожидании завтрашнего дня, краеведение развивается не по дням, а по часам. Гостям Кашина повезло побывать на II Кашинской краеведческой ученической конференции, посвященной Году российской истории, и даже стать членами альтернативного жюри. Мы вручали свои призы ребятам. Главный приз «Учительской газеты» получила ученица 10-го класса Булатовской средней школы Мария Зайцева, автор работы «Колхоз «Ленинский завет» в годы войны» (материал будет опубликован в следующем номере «УГ»). Сувениры от газеты получили: ученица 9-го класса средней школы имени М.И.Калинина Кашинского района Виктория Аникина, ученицы 8-го класса средней школы №3 Кашина Наталия Малова, Елизавета Козлова, ученики 7-го класса средней школы №1 Кашина Виталий и Ангелина Александровы. Работы детей серьезные, интересные, самостоятельные, выстраданные...
А еще нам провели интереснейшую экскурсию по городу, в котором великолепные храмы и монастыри, ныне возрождающиеся, в черте которого русло реки Кашинки изгибается в форме сердца, юное поколение которого - наши экскурсоводы - знает назубок всю историю родных мест, все легенды и любит Кашин...
Чем еще удивил меня Кашин? Что заведующая отделом образования Кашинского района Юлия Давыдова отсмотрела все мастер-классы до самого конца и в «круглом столе» активно участвовала. Те, кто знает привычку руководства убегать с мероприятий после приветственного слова, меня поймут...

Кашин, Тверская область