В обилии, а часто и первичности хозяйственных и материальных вопросов для Журавлевой не отступает на задний план содержательная сторона образования. Как почти все руководители в сфере образования, она начинала с педагогической деятельности. Сейчас не преподает, но эти две ипостаси - педагог и управленец - слиты в ней воедино, так что трудно выделить главную. Как учитель Нина Викторовна достигла результатов, которыми гордится: в числе ее выпускников 11 медалистов, призеры областных олимпиад по истории. На собственном опыте знает, что в процессе образования не бывает простых ситуаций, а мелочи могут приобретать большое значение.
- Неизвестно еще, что легче, а что труднее: работать с одаренными детьми, каждый из которых имеет собственные цели, или с теми, возможности которых ограниченны, - одних нужно научить тому, что и сам порой не знаешь, в других - удержать интерес к предмету. Одно время я преподавала в сельской школе (в Ирбитском районе Свердловской области) - там свои особенности. Первоуральский городской округ включает в себя и удаленные территории, в нашем ведении шесть сельских школ. Заботы начальника управления образования начинаются с горюче-смазочных материалов для школьных автобусов и заканчиваются научно-практическими конференциями, которые проводят статусные учебные заведения. И на этом не заканчиваются, конечно. Все важно, самые разные вопросы приходится решать одновременно, ни одну из сторон деятельности нельзя отложить на потом.
- Тем не менее можете ли вы назвать приоритетные направления?
- В Свердловской области большое внимание уделяется дошкольному образованию. Я подчеркиваю - образованию, а не только содержанию и присмотру за детьми. В структуре бюджета округа система образования составляет 60%, это 1 миллиард 479 миллионов рублей в 2012 году. Средства немалые, и приличная их часть отводится на реализацию программы строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений. В прошлом году открылось 361 новое место и 210 мест появились в результате уплотнения. Но очередь в детсады все еще велика: не считая самых маленьких детей, она составляет около 4,5 тысячи человек.
- Что делается для них сегодня? Детки не ждут, когда построятся новые помещения, они растут. Демография обгоняет образование...
- Во-первых, создаются консультационные пункты для детей, которые воспитываются дома. Во-вторых, группы кратковременного пребывания при существующих садах, куда малышей приводят на 4 часа для обучения, для наблюдения специалистами. В это время старший воспитатель проводит беседы с родителями. В-третьих, у нас прижилась такая форма, как общение с родителями детей, не посещающих дошкольные учреждения, на общегородских родительских собраниях.
Мамы и папы приходят в вечернее время в Центр детского творчества. Пока с ребятишками занимаются логопеды и психологи, а воспитатели учат их рисовать и лепить, взрослые в актовом зале слушают лекции, задают вопросы. Поначалу родители шли на общение неохотно, подозревали чиновничью профанацию, но когда убедились, что подобные встречи полезны для них и их детей, популярность таких «родительских собраний» стала расти, теперь собирается до двухсот человек.
Еще один путь решения проблемы нехватки мест в детсадах. Недавно у нас был заключен первый договор концессии на аренду здания детского сада на 49 лет. Помещение было передано частному инвестору и может использоваться только в качестве дошкольного образовательного учреждения.
- Поясните, пожалуйста, в чем смысл.
- Я думаю, все достаточно крупные муниципалитеты, каким является и Первоуральск, столкнутся с тем, что расширять сеть дошкольных учреждений до бесконечности станет просто невозможно. Когда-то в городе было 109 детских садов и лишь 3 из них - государственные, остальные ведомственные. Сейчас ситуация зеркальная, противоположная. По постановлению правительства родители оплачивают содержание ребенка лишь на 20%. У нас это выглядит так. 370 миллионов рублей в 2010 году ушло на содержание дошкольников, а вернулось в казну лишь 55 миллионов. Чем больше садов мы будем строить, тем более тяжелой будет муниципальная ноша. Так как современное законодательство позволяет создавать автономные учреждения, то появилась возможность уходить от казенной формы, которая пока остается господствующей. Иначе просто не выжить, любой муниципалитет задохнется под этим грузом.
В системе дошкольного образования существуют и другие проблемы кроме нехватки мест и денег. Это кадры. Общая численность сотрудников - полторы тысячи человек, почти 600 - педагогические работники, и лишь трое из них - молодые специалисты. Одним из вариантов решения кадрового вопроса является целевая подготовка. В основном дефицит специалистов восполняется за счет обучения младших воспитателей. Мы заключаем договоры с Ревдинским педагогическим колледжем и Уральским государственным педагогическим университетом, в минувшем году заключен 21 целевой договор, после получения высшего и среднего специального образования эти люди к нам вернутся.
- В системе общего образования столь острых кадровых проблем нет?
- Отвечу цифрами. На начало очередного учебного года в школах округа работали 1280 человек. 150 - административно-управленческий персонал, 276 - обслуживающий, 40 - воспитательный, и 814 человек - это педагогический корпус. Среди них всего 58 мужчин, то есть около 7%. Возрастной срез: 35 и старше - 82,5%, если же отдельно посмотреть пенсионеров, то они составят больше четверти от общего количества учителей. Моложе 25 лет лишь 5%. Так что проблемы, во-первых, возрастные, во-вторых, гендерные, в-третьих, по ряду предметов наблюдается дефицит, это французский язык, основы безопасности жизни, изобразительное искусство.
- После того как педагоги получили возможность больше зарабатывать, отмечаете ли вы рост престижа профессии?
- Хочу высказать свое мнение о повышении зарплаты. Надо стимулировать рост оплаты за ставку, а не увеличение трудовых часов. На промышленных предприятиях никому в голову не приходит говорить о повышении зарплаты, когда рабочие трудятся в две смены. Почему же считается, что учитель способен несколько лет работать с удвоенной нагрузкой, и это нормально?
Думаю, очень важно заинтересовать, удержать тех молодых и перспективных, кто уже пришел в школу. Третий год действует «Школа радости», ее начинала Мария Михайловна Ячменева, сейчас ведет Надежда Анатольевна Гаджиева. Здесь происходит общение педагогов-стажистов, молодых специалистов и выпускников, которые хотят стать учителями. Три поколения встречаются на базе школы № 15 на различных открытых мероприятиях, рассказывают об интересном опыте, говорят по душам.
- Нина Викторовна, дело ведь не только в биологическом возрасте подавляющего большинства учителей, но и в психологическом, в неготовности к обновлению и переменам.
- Пока мы не добьемся того, что в образование придут люди, обученные новым технологиям (я не только компьютеры имею в виду, но и способы преподавания), мы будем вынуждены пользоваться старыми методами. Багаж, он, конечно, должен быть. Всегда ценила и продолжаю ценить классическое образование, все, что дает результат. Но развитие происходит по пути инноваций. Хотелось бы только, чтобы перемены и реформы были оправданны, осмысленны и не чрезмерны. По инновационным методикам работают несколько базовых площадок, например, лицей №21 - его коллектив одним из первых в округе опробовал образовательные стандарты, провел областной семинар вместе с Институтом развития регионального образования, чтобы выявить готовность к переходу на новые стандарты в основной школе.
Компьютерной техникой сейчас качественно оснащены практически все учебные заведения.
- Первоуральск знаменит тем, что это один из немногих городов России, который не только сохранил, но и развил сеть дворовых клубов, а ведь одно время они воспринимались едва ли не как призрак прошлого.
- Так говорить не стоит. Именно данная услуга в сфере дополнительного образования сегодня особенно востребована. Первоуральский центр дополнительного образования включает в себя 18 дворовых клубов, в них занимаются около полутора тысяч детей. Ценность подобной формы дополнительного образования в том, что услуга находится в шаговой доступности от дома, а значит, безопасна и позволяет занять детей в вечернее время. Ребенок может общаться с друзьями и полезно проводить досуг не в подъезде, не на улице. Особое развитие получили секции хоккея с мячом. В Первоуральске базируется известная команда «Уральский трубник».
- Нина Викторовна, в деятельности главы образования крупного городского округа много повседневных забот. Что является для вас маячком?
- Главным считала и считаю людей. Хочу говорить о кадровой проблеме на разных уровнях и привлекать к этому непростому разговору такую мощную, но пока не использованную силу, как родительская общественность.

Второе рождение дворовых клубов

В некоторых городах Свердловской области движение дворовых клубов начинает активизироваться, уже говорят о грядущем расцвете, ведь такая форма организации досуга имеет социальное значение, служит воспитанию детей, ограждает их от вредных влияний. Среди лидеров - Первоуральск и Полевской. В Полевском действует 14 клубов разных направлений, это существенно для небольшого города. Правительство области взяло под свой контроль клубы спортивной и патриотической направленности. Например, воспитанники дворовых клубов Отдела молодежной политики города Богданович получили благотворительную помощь от уральского боксера Родиона Пастуха, который является общественным советником губернатора по вопросам спорта. Общей клубной проблемой является качество помещений, где проходят занятия. Нередко клубы располагаются в старых помещениях полуподвального типа.

Свердловская область