В последнее время появилось много разных конкурсов. Меня особенно раздражают те, где требуется внести организационный взнос. У меня дети четыре раза побеждали на областном этапе Всероссийского краеведческого конкурса научно-исследовательских работ  «Отечество». Но на сам финал ни разу не ездили. Последний раз  в 2010 году, кстати, организационный взнос составил 11 тысяч рублей. Родители моего победившего ученика не в состоянии были его оплатить, да и не посчитали нужным отдавать последнюю рубашку ради победы на всероссийском конкурсе. Спонсоров у нас нет.
Нам внушают, что у нас в стране «все для детей!», но нельзя не видеть, что на детских конкурсах  кто-то зарабатывает: налицо рыночные отношения. Конечно, здоровая конкуренция вещь нелишняя,  но, к сожалению, на олимпиадах нередко встречается и нездоровая обстановка, способствующая нервному перенапряжению, выбросу адреналина. А ведь есть дети, да и учителя, не олимпиадные.
Например, один мой коллега из Ростовской области тоже занимается с ребятами исследованиями. Но они  выполняют задания местного геоэкологического центра за деньги. Разве это плохо? Нет, хорошо. Его ученики в состоянии вести профессиональные исследования, они не нуждаются в конкурсах, а вот областное начальство просит их участвовать во всероссийских мероприятиях за честь региона.
Помню, в начале моего профессионального пути, да и в мое школьное время, мы участвовали в слетах туристов и юных геологов. Вся наша деятельность  была подчинена будущему слету, на котором мы имели возможность продемонстрировать свое мастерство, свои коллекционные находки, отчитаться о своих открытиях и экспедициях. На слетах мы и учились, и общались с учеными, и консультировались, и, конечно же, ждали новых встреч с друзьями из других городов. Были  песни, костры, романтика. Одна из моих учениц, участница геологического кружка, на одном из таких слетов познакомилась с таким же увлеченным  мальчиком - юным геологом из другого города и впоследствии вышла за него замуж. Она окончила геофак, а он юрфак.
Не будь у меня в свое время моей команды, походов, полевых исследований, не было бы научно-исследовательских работ и проектов. Некоторые шлифовались несколько лет. Они созданы в результате совместной деятельности, сотрудничества со мною моих ребят.

​Марина ПУРИКОВА, учитель географии школы №10,  Каменск-Шахтинский, Ростовская область